Мэтт Смит, известный своими динамичными выступлениями на сцене и экране, излучает электрическую энергию. Его движения напоминают движения эскейполога, когда он смещается и бросается в сторону, игриво взъерошивая свои волосы и выразительно жестикулируя. Несмотря на то, что он может вызывать немного интенсивности Джэка Николсона и эмпатию Энтони Хопкинса, когда его спрашивают, на кого он ориентируется, Смит просто улыбается и отвечает: «Мой папа.»
Смит часто говорил о своём отце, Дэвиде Смите, который ушёл из жизни в 2021 году в возрасте 73 лет. Дэвид управлял пластиковой компанией, и между ними была тесная связь. Размышляя об этой связи, Смит упоминает: «Чтобы не звучать высокомерно, самые искренние части моей работы — это на самом деле просто подражание папе. Я заимствую кусочки его поведения и подхода к ситуациям в жизни.» Выражая гордость, 41-летний Смит признаёт: «Я часто черпаю вдохновение у своего старика.»
Его последний проект — завораживающий британский фолк-хоррор фильм Заглушенная Долина, который рассказывает трогательную историю горя и семьи, к которой Смит обратился вскоре после смерти своего отца. Основываясь на романе Эндрю Майкла Херли, фильм представляет собой повествование, наполненное заклинаниями и жуткими пейзажами, напоминающее о классике, такой как Плетёнка, но вызывающее меланхоличную красоту Манчестер у моря. В фильме Смит воплощает образ Ричарда, стоического йоркширца, который сталкивается с личной трагедией вместе со своей женой Джюльеттой (Морфидд Кларк) и их странным сыном Оуэном (Артур Шоу).
Смит делится мыслями о северных мужчинах, вспоминая о корнях своего отца в Блэкберне. Он признаётся, что во время съёмок он часто размышляет о сути своего отца, говоря: «Папа был самым тёплым человеком на свете.» Это чувство ностальгии помогает Смиту вникать в сложные эмоции для своей роли. «Я нахожу, что соединяю свои собственные воспоминания, чтобы вызвать печаль. Не каждый актёр должен это делать, но некоторые из нас делают, вспоминая значимые моменты в нашей жизни.»
Мысли Смита часто блуждают, когда он обсуждает своё погружение в персонажа. Он признаёт, что становясь слишком увлечённым ролью, он может начать воплощать этот персонаж даже вне выступлений. «Это странно, но может быть забавно. Когда жизнь кажется обыденной, можно ненадолго стать кем-то другим.» Так что, когда вы дома, вы когда-нибудь перенимаете свою интерпретацию принца Филиппа из Короны?
Смит кивает, говоря: «Филипп иногда возвращается мне в голову. Порой я ловлю себя на мысли: ‘Я звучал как Большой Фил!’ Есть азарт в притворстве быть другими личностями во время поездок. Я даже иногда представляю, что я Доктор Кто.»
Карьеру Смита можно охарактеризовать рядом значительных ролей, включая популярные телесериалы, такие как Доктор Кто и Корона, а также признанные театральные постановки. Его роль в Заглушенной Долине выделяется как его самая значительная фильмовая работа на данный момент. После преимущественно второстепенных ролей в предыдущих фильмах, этот проект предоставляет ему возможность блеснуть. Несмотря на то, что он не стремится к славе, он обладает притягательной харизмой и весом, чтобы привлечь внимание на экране.
Недавно завершив работу над проектом, основанным на книге Ника Кейва Смерть Банни Манро — «Я был полностью покрыт кровью!» — и готовясь к фильму Даррена Аронофски Пойманный на воровстве в Нью-Йорке, Смит на творческом подъёме. Он признаётся, что чувствует себя бодрым и полным сил, поскольку в этом году вовлекся в такое количество уникальных ролей после своей работы в Враг народа в Вест-Энде.
Спрашивая, связано ли его насыщенное расписание с тем, что он входит в свои сороковые, Смит размышляет. «Я не связываю это с возрастом, но чувствовал, что делаю слишком мало, поэтому решил принять больше возможностей. С тех пор как я играл в Докторе Кто, я взял на себя нестабильные персонажи, намеренно ища разнообразные, сложные роли.»
Персонажи Смита продолжают сталкиваться с моральными сложностями, от Ричарда в Заглушенной Долине до Банни в Смерти Банни Манро и до Деймона Таргариена в Доме Дракона. Когда его спрашивают, привлекает ли его изображение таких сложных фигур, Смит с восторгом отвечает: «Безусловно! Это суть повествования. Мы должны больше исследовать трудные нарративы, особенно сейчас. Чувствовать дискомфорт — это часть взаимодействия с искусством, но меня беспокоит, что мы размываем этот опыт. Зритель не должен заранее быть готов к тому, что он собирается увидеть.»
Переходя к теме триггерных предупреждений в искусстве, Смит высказывает свой скептицизм. «Разве цель искусства не в том, чтобы шокировать, удивлять и провоцировать на размышления? Я не уверен, что нам нужны триггерные предупреждения. Я помню, как в молодом возрасте смотрел такие фильмы, как Шлёпок и Основной инстинкт. Возможно, они были для меня чуть слишком сложными в то время, но это часть опыта искусства!»
Родившись в 1982 году в Нортгемптоне, ранние устремления Смита привели к потенциальной карьере в профессиональном футболе, где он капитанил юношескую команду Лестер Сити, прежде чем травма спины изменила его путь к актёрству. Размышляя о своих выборах, он делится: «Если вам повезло, вы должны заниматься чем-то, что полностью вас занимает — для меня это актёрство.» Смит, преданный фанат Blackburn Rovers, с ностальгией говорит о том, что больше не играет в футбол, но с удовольствием обсуждает товарищеские матчи выходного дня.
Он вспоминает захватывающие эмоции, связанные с футболом, отмечая, что коллективный опыт не имеет себе равных — то, чего театру, сколько бы он ни старался, невозможно воспроизвести. Тем не менее, он признаёт, что вызов живых выступлений приносит захватывающее чувство товарищества. «Мне не хватает коллективной энергии, которая возникает во время футбольной игры. И хотя, готовясь к спектаклю, я иногда задаю себе вопрос: ‘Почему я это делаю?’ Но каждая работа имеет свои сложности; в конце концов, некоторые люди взбираются на горы.»
Тенденция Смита в Докторе Кто с 2010 по 2014 год оказалась преобразующей, выведя его на свет общественного сознания. «Это было неожиданно; в один момент я просто актёр, а в следующий — Доктор Кто!» — делится он. Что касается того, следит ли он за текущими эпизодами, он хвалит нового Доктора, Нкуту Гатву, отмечая: «Мне гордо быть частью такой знаковой серии. Она охватывает поколения, соединяясь с разнообразной аудиторией.»
Обсуждая эволюцию массовых развлечений, Смит комментирует текущий культурный ландшафт, выражая недовольство критикой, которая уменьшает суть шоу. «Доктор Кто — это фантастическое шоу о временно путешествующем инопланетянине, спасающем цивилизации — что здесь не любить?»
Оглядываясь на своё время в Короне, Смит понимает сложности, связанные с изображением реальных людей. Хотя его интерпретация может вызывать меньше критики, чем более современные образы, он осознает хрупкое положение тех, кто вовлечён. «Корона представляет моральные дилеммы и давления, и я сопереживаю тем, чьи жизни подвергаются такой публичной проверке.»
Заканчивая наш разговор о его впечатляющей прошлой работе, Смит упоминает о предвкушении второго сезона Дома Дракона. «Я всего лишь актёр, исполняющий сценарий,» смеясь, он отшучивается о своей роли в ритме сериала. Спрашивая о будущем сезоне, он подтверждает: «Я непременно вернусь для следующего.»
Открытость Смита является частью его обаяния, способствуя его увлекательным выступлениям в ролях таких персонажей, как принц Филипп и Деймон Таргариен. Тем не менее, отвечая на вопросы о предыдущих ролях в фильмах, таких как Терминатор: Генезис или Морбиус, он остаётся приземлённым, говоря: «Это твоя ответственность — не скучать; в противном случае, найди другую страсть. Я благодарен за эту возможность.»
Смотрите Заглушенную Долину в кинотеатрах, начиная с пятницы.
Какое ваше любимое выступление Мэтта Смита? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.