Яркое воплощение сурового и порой жесткого мастера балета мастерски отражено в таких фильмах, как «Красные туфельки» и «Чёрный лебедь», однако никто не олицетворяет эту личность с такой яркостью, как Юрий Григорович.
Ростом всего 152 см, Григорович зачастую оставался в тени более высоких, атлетичных танцоров, характерных для русского балета. С 1964 по 1995 год он управлял Большим театром с железной рукой и без зазрения совести заявил в своей автобиографии: «Юрий Григорович считается величайшим живущим хореографом в мире балета», что поддерживается множеством экспертов по балету по всему миру, преодолевая даже разделительные линии Холодной войны.
Его самое знаменитое произведение, «Спартак», является свидетельством его хореографического гения, объединяющим динамичную партитуру Арама Хачатуряна с захватывающим движением. Балет, который дебютировал в 1968 году, идеально продемонстрировал атлетический и героический стиль, соответствующий советской идеологии, позволяя ключевому танцору Владимиру Васильеву проявить себя в одной из самых сложных мужских ролей в балете.
Григорович достиг значимости в то время, когда традиционный балет подвергался размыванию под давлением советских требований социалистического реализма, жанра, который ставил на первое место нарративную драму над присущей искусству элегантностью. Сохраняя акцент на классических техниках и умело маневрируя в условиях цензуры, Григорович育新 стал создателем нового танцевального симфонизма. Этот подход, разработанный в сотрудничестве с ленинградским хореографом Игорем Белым, возвратил балет как форма современного выражения. Культурное наследие его родного Ленинграда позволило Григоревичу сохранять классические традиции, относительно незапятнанные московскими устоями.
К концу 1960-х годов Григорович был признан доминирующей силой в русском балете. Однако по мере изменения политического ландшафта начали появляться критические мнения о его стиле лидерства. В частности, Васильев, вместе с известными танцорами, такими как Екатерина Максимова и Майя Плисецкая, открыто оспаривали авторитарность Григоревича и его контроль над репертуаром. Инакомыслящие приобрели вес, так как международная критика его методов стала привлекать все большее внимание.
Плисецкая, которая отказалась от эмиграции на Запад из-за своей преданности Большому, выражала сильные возражения против Григоревича, обвиняя его в фаворитизме по отношению к его жене Наталии Бессмертновой. Несмотря на бурный нрав маэстро, она создала свою собственную фракцию в труппе. В своей автобиографии она описывала «раболепную» атмосферу в Большом, называя её благоприятной почвой для создания личных тираний. В конечном счете, Григорович был смещен в 1995 году, уступив место Васильеву, хотя он продолжал пользоваться преданностью некоторых членов коллектива, которые выразили свою солидарность через забастовку.
Родился в Ленинграде в 1927 году в семье Николая Григоревича и Клаудии Розай, юный Юрий поступил в престижную Академию Вагановой. Он дебютировал в Театре Кировa (ныне Мариинский) всего в десять лет в «Щелкунчике». После того как в 1946 году он присоединился к Кировскому балету, его часто утверждали на характерные роли из-за его небольшого роста, но он преуспел в эксцентричных и энергичных выступлениях.
В возрасте 20 лет Григорович хореографировал свой первый балет «Младенец аист», в котором участвовали около 120 детей, привлекая внимание влиятельного хореографа Федора Лопухова, чьи первоначальные подходы к танцевальному симфонизму стали для него большим вдохновением.
Он состоялся как профессиональный хореограф в Кировском театре в 1957 году, когда представил «Каменный цветок», который использовал сказки и партитуру Прокофьева. Его интерпретация балета, который ранее страдал под другим постановочным подходом, расцвела и позже перешла на сцену Большого театра, где Плисецкая возглавила состав в 1962 году.
После этого успеха он создал «Легенду о любви» в 1961 году, дополнительно утверждая стиль, в котором балет передавал нарратив и эмоцию, напоминал музыкальную интерпретацию. Под влиянием Лопухова Григорович создал уникальный жанр, размывающий границы между действием и эмоцией в танце.
Когда Rudolf Nureyev defected to the West in 1961, изменения в балансе сил в Кирове принесли выгоду Григоревичу, который был назначен главным балетмейстером в 1963 году и позже возглавил художественное руководство Большого театра.
«Спартак» выделяется как его самое значительное достижение, объединяющее классический танец с нарративом, насыщенным социалистическими темами, иллюстрируя восстание Спартака против римской тирании. Это новаторское произведение было разработано вместе с талантливыми танцорами, подчеркивающими способность Григоревича показывать интенсивную физику и глубокую проработку характера. Контрастные образы яркого Спартака и коварного Красса были охарактеризованы как обладающие «почти самоубийственным духом», согласно рецензии 1969 года.
«Спартак» не только возвратил классический балет в Советской России, но и стал знаковым произведением Большого театра на международной арене, представив новое поколение звезд. В тот же год, когда «Спартак» дебютировал, Григорович женился на Бессмертновой, ранее развелся с балериной Кировского театра Аллой Шелест. Его вторая жена скончалась в 2008 году. Размышляя о своих супружеских выборах, Григорович отметил контраст между браком по уму и браком по красоте.
В 1976 году он хореографировал «Ивана Грозного» на музыку Прокофьева и представил его в Парижской Опере. После этого он создал «Ангару», вдохновленную современными молодежными отношениями с обществом, используя кор включетов, чтобы проиллюстрировать тематическую суть.
Григорович также возвращался к классическим балетам на протяжении своей карьеры, таким как «Ромео и Джульетта» и «Золотой век», создавая версии, которые соответствовали современным темам, сохраняя при этом симфоническую структуру. Его «Лебединое озеро» 1969 года столкнулось с серьезным вмешательством, что привело к пересмотру, который отклонился от его первоначального трагического замысла, который был полностью реализован только в его воссоздании 2001 года.
Лауреат Ленинской премии и престижного Ордена за заслуги перед Отечеством, Григоревич вернулся в Большой театр в 2008 году в качестве старшего балетмейстера в возрасте 81 года, продолжая придерживаться своего мощного художественного видения.
Юрий Григорович, ключевая фигура в Большом театре, родился 2 января 1927 года и скончался 19 мая 2025 года в возрасте 98 лет.