★★★★★Приблизительно в 830 году нашей эры корабль потерпел крушение в Яванском море, везя товары из Китая в Арабию. Обломки остались не обнаруженными до тех пор, пока местные рыбаки не наткнулись на них в 1998 году у острова Белитунг, Индонезия. То, что они нашли, оказалось замечательным: сокровища китайской династии Тан из золота и серебра, бронзовые зеркала из Суматры, стеклянные бутылки для духов и лекарств с Ближнего Востока и грузовая палуба, заполненная более чем 57 500 китайскими керамическими изделиями, предназначенными для арабских рынков.
Эта история крушения корабля — лишь одна из захватывающих историй, представленных в амбициозной выставке Британского музея ‘Шелковые пути’. Название во множественном числе не случайно; Шелковый путь не был единственным маршрутом, а представлял собой обширную сеть взаимосвязанных торговых путей, пересекающих пустыни, моря и горные районы. Гранаты из Пакистана оказались в Саттон-Ху, византийский шелк украшал тех, кто находился на степях, а маленькая статуэтка Будды, созданная в долине Сват, нашла свой путь на скандинавский остров. Эта выставка рассказывает истории о картах, монетах (дирхемах), контрактах и приключениях — с пиратами, наемниками и даже движениями, скрывающимися в пустыне, чтобы спасти угнетенных людей, разделенных огромными расстояниями. Впечатляющая керамическая статуэтка китайского верблюда династии Тан на выставке призывает посетителей восхищаться своим мастерством.
Выставка включает более 300 артефактов, начиная от сушеных ююби, сохраненных в засушливых условиях кладбища Астана в Синьцзяне, Китай, до изысканно вырезанного ясеневого гроба из монастыря Нортумберленда. На медиа-просмотре две вещи из Японии задержались на таможне, подчеркивая сложную логистику, связанную с организацией такой обширной выставки.
По мере того как товары путешествовали, концепции, стили, религии и даже игры также распространялись. Шахматы, вероятно, возникшие в Индии, распространились по Шелковым путям, влияя на культуры исламского мира и Европы. Изысканные шахматные фигуры из слоновой кости из Самарканда, находящегося на территории современного Узбекистана, манят посетителей вообразить игру на фоне исторического значения.
Хотя выставка ‘Шелковые пути’ представляет собой сеть связей, перемещение по её богатому переплетению информации может показаться трудным. Кто такие садассияне? Остготы, согдийцы, партяне и фатимиды? Можно утверждать, что детальному изучению каждой исторической сущности, представленной здесь, может быть посвящен эпизод ‘В нашем времени’. Подписи к артефактам в основном образцовые — четкие, информативные и насыщенные историческим контекстом — хотя некоторые оставляют ощущение перегруженности, напоминающей попытку расшифровать сложные родословные в фэнтезийном романе.
Эта выставка обширна и сложна, и хоть иногда от посетителей требуется прорабатывать плотную информацию, стоит отметить, что кураторы доверяют вовлечению своей аудитории в условиях быстротечного мира.
Тем не менее выставки такого рода могли бы извлечь выгоду из улучшения доступности. В настоящее время в центре выставки ‘Шелковые пути’ всего одна скамейка, стратегически расположенная в центре — место, на которое я с благодарностью упал — и еще одна в конце экскурсии. Создание дополнительных зон для отдыха и размышлений значительно улучшило бы опыт посетителей. Более того, предложение гибких вариантов билетов, позволяющих делать перерывы в просмотре, может сделать путешествие по выставке более приятным.
Несмотря на некоторые сложные исторические упоминания, выставка демонстрирует невероятное множество красивых, интригующих и сложных объектов, которые появляются в самых неожиданных контекстах. Это путешествие по Шелковым путям, безусловно, предлагает участникам захватывающее исследование сложного и яркого мира древних торговых путей. Выставка проходит с 26 сентября по 23 февраля.
Следите за @timesculture для получения последних культурных новостей.