Уинстон Черчилль однажды описал процесс написания книги как многогранное приключение, начинающееся с простой игрушки, эволюционирующей в любовницу, а затем в хозяина, в конечном итоге становясь тираном. Как только автор готов принять на себя службу, он выпускает свое творение на публику.
Сейчас значительная инициатива направлена на то, чтобы вернуть обширные литературные вклады Черчилля в общественное внимание. Частная инвестиционная медиакомпания Portland Literary, основанная двоюродными братьями Дэном и Джошем Грабинорами, сотрудничает с семьей Черчилля, чтобы разжечь интерес к творчеству единственного премьер-министра Великобритании, удостоенного Нобелевской премии по литературе.
Грабины располагают богатым материалом для работы. Писательская карьера Черчилля началась как военного корреспондента во время Кубинской войны за независимость в 1895 году и охватывала многочисленные значимые события вплоть до его признанной шести томной истории Второй мировой войны.
«Черчилль написал множество томов научной литературы,» отметил Джош Грабинер. «Мы рады помочь новым аудиториям открыть его литературные произведения.»
С фоном в медиа-приобретениях и корпоративном праве, Грабины уже приобрели права на произведения Фредерика Форсайта и инвестировали в имение Эвелин Уо. Их задача — выявлять скрытые литературные жемчужины и предотвращать исчезновение значительных произведений в небытие.
Культура литературных имений стала популярной, наподобие золотоискательства. Консорциум, известный как International Literary Properties, начал приобретать права на классических авторов 20 века, таких как Лэнгстон Хьюз и Сомерсет Моэм, начиная с 2019 года. Более того, в 2021 году семья Роальда Даля сотрудничала с Netflix, чтобы получить права на его полный каталог за предполагаемую сумму в 370 миллионов фунтов стерлингов.
Хотя Portland Literary не раскрывает финансовые детали, их стратегия предполагает приобретение прав «жизни авторского права» у известных литературных семей за значительные суммы с целью монетизации этих прав. Это может привести к различным адаптациям, включая интерпретации на основе ИИ и романы-продолжения, такие как недавнее расширение работ его отца Джона ле Карре Ником Харкэвэем.
В Великобритании издатели обязаны выплачивать компенсацию авторам или их наследникам на протяжении жизни автора и в течение 70 лет после его смерти. У Черчилля, который умер в 1965 году, остается ограниченное время до истечения авторских прав. Тем не менее, Грабины верят, что совместные усилия с семьями и литературными агентами создадут возможности, даже после истечения авторских прав.
«Это может включать наем сценариста для создания сценария на основе книги или привлечение исследователей для анализа обширного массива документов,» объяснил Джош Грабинер. Они не отвергли креативные возможности, такие как комиксы для детей на основе произведений Черчилля или даже видеоигры и проекты виртуальной реальности.
Недавняя волна адаптаций романов Форсайта служит примером потенциала хорошо управляемого литературного наследия. Недавно была разработана серия для Disney+ на основе его новеллы 1975 года «Пастырь», в то время как Sky выпустила адаптацию «Дня шакала», в которой снялся Эдди Редмэйн, которая привлекла внимание своей захватывающей нарративной линией.
После объединения с имением Форсайта, Грабины сыграли ключевую роль в разработке продолжения егоThriller 1972 года «Одесский файл», переработав ранее существующие материалы в предстоящий роман «Месть Одессы», запланированный к выходу в следующем августе.
Эта тенденция инвестиций в литературные имения имеет аналогии с выкуповым акциями музыкальных каталогов, которые недавно были замечены у таких известных артистов, как Бейонсе и Боб Дилан. В 2020 году Дилан продал свой весь каталог за приблизительно 300 миллионов долларов. Более того, недавняя сделка Queen на миллиард долларов с Sony за их старый каталог иллюстрирует прибыльный характер таких соглашений.
Джош Грабинер проводит различие между литературными инвестициями и музыкальной индустрией. Он объяснил: «В музыке инвестор приобретает песню, которая уже представляет собой практически готовый продукт. В отличие от этого, книги требуют дополнительных этапов для публикации, адаптации и создания аудиокниг, что требует более интенсивного управления.»
Перспективы для классических авторов, таких как Уо, Черчилль и Форсайт, выходят за рамки поиска контента среди стриминговых сервисов. Увеличивающаяся популярность аудиокниг, подкастов и глобальная доступность издательских работ, особенно через платформы, такие как TikTok, продолжают оживлять интерес к классической литературе.
Тем не менее, путь вперед не обходится без проблем. Многие важные темы Черчилля — такие как отношения между Великобританией и США и смелость противостоять тирании — остаются актуальными. Однако его репутация подвергается критике, особенно в отношении его действий во время голода в Бенгалии 1943 года и его непоколебимой поддержки британского империализма.
Джонни Геллер, генеральный директор литературного агентства Curtis Brown, выразил надежду, что Portland Literary будет подходить к сложным аспектам наследия Черчилля. «Обсуждайте контроверзии,» заявил он. «Признайте продолжающуюся переоценку вклада Черчилля, способствуя разумным дискуссиям, поскольку это неотъемлемая часть нашей истории. Это часть того, кто мы есть как нация.»
Некоторые издатели выражают беспокойство по поводу вмешательства частного капитала в литературу, опасаясь акцента на прибыли вместо художественной целостности. Анонимный литературный агент выразил сожаление: «Мотивация явно финансовая, и их заявления о ‘целостном’ подходе к поддержке литературных произведений звучат пусто.»
В конечном счете, успех возрождения обширного писательского портфолио Черчилля зависит от того, приведет ли долгосрочное видение Грабины к созданию устойчивой ценности в течение «нескольких десятилетий.»
Время покажет, отзовется ли привлекательность 43 опубликованных работ Черчилля на современных читателей. Доминик Сандбрук, известный историк и поклонник Черчилля, откровенно признался: «У меня есть тайный секрет; я еще не читал ни одного произведения Черчилля.»