В подвале близ знаменитого Шато де Версаль я погружаюсь в значимую роль, сыгранную французской королевской семьей в продвижении научных знаний. Удивительно, но мое исследование начинается с ананаса.
Этот ананас — вернее, его картина — имеет значительную важность. Людовик XV, очарованный культивированием этого «короля фруктов», воспринимал его как признак престижа и глобального господства. Британцы также начали выращивать ананасы, что вызвало конкурентную волну во Франции за право на его культивацию. Огромные средства, инновационные технологии остекления и значительные усилия по обогреву теплиц были вложены в производство единственного ананаса, который затем был увековечен на картине, вдохновившей дизайн обоев Марии Антуанетты. Фраза «пусть они едят ананас вверх дном!» становится игривой мыслью в этом контексте!
Таким образом, ананас стал символом Версаля и приверженности дворца научному исследованию, а его наследие будет актуализировано на предстоящей выставке Версаль: Наука и великолепие в Научном музее.
«Это менее известный аспект дворца», — отмечает Мэттью Хоулс, куратор выставки. «Хотя многие воспринимают Версаль прежде всего как место великолепия, зрелищ и политической манипуляции, он также служил центром серьезных и зачастую прорывных научных изысканий».
Примечательно, что один из трех королей Людовиков, правивших из Версаля, имел особенно близкие отношения с наукой. Под покровом ночи Людовик XVI часто уединялся в небольшой комнате, уютно расположенной за его спальней, где деревянные панели с арабесками напоминали ему о его жизненно важных обязанностях: контроле за торговлей, сельским хозяйством, искусством и военными делами. На одной панели была изображена Минерва, римская богиня мудрости, вместе с символами знаний, такими как книга Исаака Ньютона. В комнате даже находились солнечные часы, соединяющие короля с непрерывным исследованием небесных тел и Земли вне её.
За королевской резиденцией располагались многочисленные скромные «кабинеты», использовавшиеся для различных научных исследований — их можно считать одними из самых эксклюзивных научных retreat’ов своего времени. Короли имели кабинеты для физики и электроэнергии (последняя была впервые продемонстрирована в Зале Зеркал), а также геометрический станок, на котором они оттачивали свои навыки. Людовик XVI особенно любил один из кабинетов, где проводил часы, занимаясь ручным ремеслом.
Хоулс утверждает, что эти научные начинания были не просто увлечениями; они составляли часть более широкой национальной инициативы — «наука, преследуемая в интересах монархии и государства», — настаивает он. В начальный период европейского империализма страны соперничали за ведущих ученых мира, стремясь повысить свои конкурентные преимущества и престиж.
Одним из впечатляющих примеров этого стал 1783 год, когда исторический воздушный шар поднял своих первых пассажиров с главного двора Версаля. Это событие привлекло поразительную толпу из 120,000 зрителей, и чтобы избежать несчастных случаев, были выбраны овца, утка и петух в качестве пассажиров, успешно поднявшихся на 600 метров в небо, прежде чем благополучно вернуться всего через восемь минут, в 3.5 километрах от места старта.
Пока одни изобретения привлекали массовые толпы, другие, такие как отдельные астрономические часы Марии Антуанетты, продемонстрировали тонкую и впечатляющую работу мастеров того времени. Часам, которые строились невероятные 35 лет, было суждено занять свое место среди других замечательных экспонатов, наряду с микроскопом, созданным для Людовика XV. Этот изысканный рококо-микроскоп позволил королю наблюдать мельчайшие объекты, включая блох и ящериц, и до сих пор остается функциональным.
Существование Дворца Версаля зависело от научной инновации, в частности, от постройки огромной гидравлической системы, обеспечивающей подачу воды — необходимой для поддержания грандиозных фонтанов дворца. Машина де Марли, заказанная Людовиком XIV в 1684 году, представляла собой монументальное инженерное достижение XVII века. Четырнадцать водяных колес поднимали воду на 150 метров от реки Сена, направляя её по 643-метровому акведуку к дворцу, оставаясь в эксплуатации даже до эпохи Элвиса Пресли.
Значительные научные усилия также были посвящены Elaborate представлениям фейерверков и обеспечению того, чтобы сады дворца могли быть освещены свечами менее чем за три минуты. Кроме того, Людовик XV приобрел индийского носорога в 1770 году, который позже стал известен своим агрессивным поведением, унесшим жизни двух человек, прежде чем он умер в 1793 году, когда управление дворцом изменилось.
В неожиданном повороте событий, после революции, республиканцы решили, что этот носорог должен продолжать служить научной цели даже после смерти, что привело к его консервации. Его скелет находится в одной части Парижского музея естественной истории, в то время как остатки его тела занимают другую секцию, иллюстрируя темы научного любопытства, королевского избыточества и европейского колониализма.
Носорог остается впечатляюще сохранившимся, хотя в двадцатом веке он претерпел заметное изменение, когда к нему был прикреплён неправильно подобранный африканский рог. Посетители, которые увидят его в Лондоне, найдут его восстановленным до его оригинального состояния с репликой его аутентичного индийского рога. Версаль: Наука и великолепие будет выставлена в Научном музее Лондона с 12 декабря по 21 апреля.
Следите за @timesculture для получения последних новостей о культурных событиях.