Бетховен вложил значительные усилия в создание своей единственной оперы, создав три разные версии (под двумя названиями) и четыре увертюры, из которых зрители, как правило, могут ожидать услышать две во время представления, хотя не всегда с самого начала.
Не слишком ли это подавляюще? Режиссерские «улучшения» «Фиделио» могут как прояснить, так и усложнить повествование. Это первое восстановление постановки Тобиаса Кратцера 2020 года в Королевском оперном театре. В своем синопсисе он объясняет, что первая половина оперы является «историческим мелодрамой», тогда как вторая половина служит «политическим эссе». Давайте сосредоточимся на великолепном музыкальном исполнении под руководством дирижера Александра Содди. Его интерпретация представляет собой динамичного и стремительного Бетховена, который не жертвует деталями и нюансами; оркестр прекрасно освещает партитуру, а Содди мастерски управляет сложным финалом. После его замечательной дирекции особенного исполнения «Козы́ фан тютте» в прошлом сезоне, этот дирижер, родившийся в Оксфорде, безусловно, должен стать постоянным присутствием на этой сцене.
С таким страстным звучанием музыки из оркестровой ямы, значительная часть дирекции Кратцера достигается. Его постановка, переработанная Анжей Кюнхольд, включает в себя умные элементы. Повествование манипулируется, придавая большую глубину персонажу Марцельине — героине, которая часто остается без внимания, — которую мощно исполняет Кристина Ганш как голосом, так и игрой. Даже, казалось бы, «реалистичная» первая половина, красиво оформленная Райнером Зельмайером и освещенная Михаэлем Бауером, быстро переходит в более сюрреалистическое рядом. Внезапное появление голодающих узников во время их трогательного хора воспринимается скорее как призраки, вызванные замаскированной героиней Леонорой, а не как реальные личности, символизируя ужас государственного террора, который заставляет ее отчаянно искать освобождения для своего мужа.
Кратцер также интегрирует тексты литературных современников Бетховена, таких как Грильпарцер и Бюкнер, чтобы подчеркнуть политические темы, лежащие в основе оперы. В поразительно стилизованной второй половине статический, молчаливый хор воплощает зрителей, побуждая подумать о том, стоит ли поддерживать дело свободы. Хотя такой подход может показаться сложным и назидательным, он aptly дополняет моральные дилеммы, переданные через музыку. Это поднимает вопросы о том, можно ли противостоять тирании и обману только с помощью дальнейшего предательства и еще одного тирана — вечной темы в произведениях Бетховена.
В 2020 году Лиз Дэвидсен исполнила роль Леоноры, оставив большие ботинки для заполнения, однако Дженнифер Дэвис впечатляюще исполняет эту роль с силой и выдающимися высокими нотами. Однако Флорестан Эрика Кутлера не достаточно силен, чтобы соответствовать ее исполнению. Питер Роуз предлагает убедительное изображение Рокко, несчастного тюремщика, в то время как Йохен Шмеккенбехер, в роли антагониста Дона Пизарро, кажется более способным с улучшенным немецким текстом, чем в своих певческих партиях. ★★★★☆ 155 мин. До 26 октября, rbo.org.uk
Будьте в курсе последних культурных обзоров, подписавшись на @timesculture.