На фоне нации на грани гражданской войны и континента, колеблющегося на пороге конфликта, последний исторический триллер Роберта Харриса, Точка отчета, погружается в дела Герберта Эсквита, 61-летнего либерального премьер-министра 1914 года. В кризисное время, вместо того чтобы противостоять надвигающемуся буревестнику, Эсквит находит утешение в изысканных обедах и страстной переписке с 26-летней светской львицей Венетией Стэнли.
Венетия, умная и несколько беспокойная женщина, наслаждается обожанием мужчины столь высокого положения. Их отношения одновременно опьяняют и просветляют, поскольку Венетия становится свидетелем сложных махинаций Уэстминстера. Эсквит имеет опыт общения с более молодыми компаньонами, что вызывает недовольство его жены, Маргот. Тем не менее, Венетия, похоже, обладает уникальным влиянием на него.
Эту пару часто можно увидеть на прогулках по Лондону или во время тайных побегов в его лимузине, обстановка которых, как предполагает Харрис, намекает на более глубокую близость. Хотя точный характер их отношений окутан исторической неопределенностью, страсть писем Эсквита подразумевает глубокую связь. Образ премьер-министра, укрывающегося в объятиях молодого женщины на фоне надвигающейся войны, впечатляет и отзывается современными параллелями.
Уикенды в загородной резиденции Стэнли в Англси открывают их тайные свидания, при этом члены семьи, похоже, не догадываются о похождениях пары. Множество писем, отправленных зачастую несколько раз в день, вызывают сильные эмоции. Харрис искусно переплетает декларации любви Эсквита с воображаемыми ответами Венетии, хотя ее ответы затеряны во времени. Когда Эсквит сталкивается с угрозой войны, он пишет: «Думай обо мне, люби меня и пиши. Каждый день я благословляю тебя и люблю тебя все больше.»
Нарратив мастерски изображает процесс стремительного скатывания к войне, перекликаясь с темами из ключевой работы Кристофера Кларка, Сонные ходоки. Харрис эффективно ориентируется в политическом ландшафте той эпохи, иллюстрируя интенсивные заседания кабинета, на которых варианты систематически отвергаются. Правительство Эсквита постоянно осознает угрозу своих Консервативных противников. По мере того как война начинается и британские войска сталкиваются с серьезными трудностями, именно Венетия предупреждает Эсквита об угрозах из его собственного лагеря, особенно от амбициозного Дэвида Ллойд Джорджа.
На фоне нарастающего напряжения Эсквит все больше полагается на Венетию, доверяя ей конфиденциальные материалы. В момент слабости он выбрасывает секретные документы из окна автомобиля, что приводит к общественному обнаружению и вмешательству полиции. В рассказе появляется Уильям Димер, молодой офицер разведки, расследующий этот серьезный инцидент, когда он выясняет, что Эсквит отправляет чувствительную информацию Венетии.
Хотя этот подсюжет переводит нарратив в рамки полицейской процедуры, ему не хватает той срочности, которая необходима для поддержания напряжения. Сердцевина Точки отчета заключается в захватывающих, почти невероятных отношениях между Эсквитом и Венетией. Когда Европа погружается в хаос, Венетия оказывается заваленной романтическими письмами, включая одно искреннее испытание о их чувствах: «Моя дорогая — тебе было бы важнее для меня, если бы я меньше заботился о тебе?» Его выразительная тоска побуждает его писать сонеты, подтверждая глубину его чувств.
Хотя Точка отчета может не входить в число лучших работ Харриса, она демонстрирует его историческую проницательность и политическое понимание. Для тех, кто ищет идеальные произведения Харриса, такие названия, как Акт забвения, Отечество и Трилогия Цицерона выделяются, в то время как Второй сон может быть менее убедительным. В конечном итоге Точка отчета пленит своей исторической достоверностью и увлекательным повествованием.