Тим Уинтон, почитаемый австралийский автор, создал разнообразное литературное наследие, от известной общинной нарративы «Облака» (1991) до европейского приключения «Наездники» (1994) и исследования классовых различий и идентичности в «Музыке грязи» (2001). Несмотря на тематические различия, в этих романах прослеживается общая нить: способность Уинтона создавать увлекательных персонажей, обладающих остроумием и глубокой эмоциональной насыщенностью.
Его последний роман, «Сок», стал итогом шести лет после его последней публикации и перенесен в далекое будущее — скорее всего, в 23-й век — в Австралию, сильно пострадавшую от климатических изменений. Этот контекст не является простой спекуляцией; страна уже сталкивается с экстремальной жарой, недавно пережив зимнюю температуру в 41,6°C. Для австралийцев последствия изменения климата не абстрактны, а являются настоящей реальностью.
Хотя значимость темы не гарантирует качество нарратива, Уинтон, опытный рассказчик, демонстрирует свой талант в создании увлекательного сюжета. «Сок» вращается вокруг мужчины и девушки, путешествующих по запустевшей земле, напоминающей «Сюжет» Кормака Маккарти, в мире, где нации и корпорации рухнули. Небольшие сообщества теперь населили землю, многие из которых вынуждены искать укрытие под землей от нестерпимой жары.
Когда они приближаются к потенциальному убежищу, они сталкиваются с враждебным стражем, вооруженным арбалетом, который не слишком рад новеньким. Несмотря на его первоначальное сопротивление, страж позволяет главному герою рассказать свою историю жизни, что приводит к обширной предыстории. Эта техника повествования отражает схожий подход, который Уинтон применял в своем произведении 2008 года «Дыхание», которое отклонилось от захватывающего начала в пользу прошлого главного героя.
Тем не менее, в «Соке» Уинтон хорошо балансирует это, и после ста страниц нарратив возвращается в настоящее время. Читатели узнают о катастрофическом климатическом событии, известном как Террор, разрушительных циклонах и поднимающихся морях, делающих землю необитаемой. Детство мужчины прошло в работе рядом с матерью в торговле вторичными материалами, прежде чем он был вовлечен в военизированную группу под названием Сервис.
Эта организация, движимая горячим желанием отомстить тем, кто считается ответственным за экологический крах, стремится исправить прошлое, нацеливаясь на лиц, связанных с так называемым «Грязным миром». Главный герой притягивается к адреналину цели и объединяется с единомышленниками, которые принимают величественные псевдонимы, такие как История, География и Политика, провоцируя размышления о том, как им не хватает юмора в столь незавидных обстоятельствах.
Отличительной чертой «Сока» является его минимализм; очень немногие персонажи имеют собственные имена, что лишает их индивидуальности. Стиль написания суров и незатейлив, подчеркивая срочность их бедственного положения.
Несмотря на длину книги, которая может быть как полезной, так и неблагоприятной, она позволяет создавать яркие повествования: Уинтон искусно переходит от сцен высоких ставок к неожиданным моментам любви, включая шокирующие реалии выживания, где умершие обрабатываются для обогащения почвы.
Тем не менее, отсутствие конкретных имен и местоположений часто размывает границы нарратива, делая похожие миссии избыточными. По мере развития сюжета возникают множество тем, таких как влияние ИИ и природа личных отношений, но они остаются несколько поверхностными, оставляя читателей в недоумении, но не удовлетворенных. В конечном итоге «Сок» представляет собой притягательный, но неоднородный опыт чтения.