«Я сразу понял, что делать с этим», — уверенно утверждает Ридли Скотт. В возрасте 86 лет уважаемый режиссёр размышляет о своей культовой работе в «Чужом», фильме, который положил начало его карьере. Он отмечает, что изначально был пятым выбором на должность режиссёра «Чужого», но убедил студию с помощью подробных иллюстраций своего видения.
«Они хотели другого режиссёра, который бы интеллектуализировал сцену, в которой существо вырывается из груди Джона Хёрта», — говорит Скотт. — «Этот режиссёр не подходил фильму». На протяжении трёх напряжённых недель в Лондоне Скотт тщательно набросал первый час фильма, включая решающую сцену рождения инопланетянина, прежде чем отправить свои рисунки в Лос-Анджелес. Его художественное видение в конечном итоге привело к значительному увеличению бюджета с 4,2 миллиона до 8,4 миллиона долларов.
Способность Скотта продавать свои идеи сыграла ключевую роль в его успешной карьере, продолжающейся уже 50 лет и охватывающей 29 фильмов. Его выдающаяся личность и талант закрепили его репутацию в индустрии.
В роскошном пентхаусе отеля «Кларидж» в Лондоне мы встретились на чашечку кофе. Просторная двууровневая комната с бесконечным бассейном на крыше — даже для Скотта, живущего в Лос-Анджелесе и имеющего винодельню во Франции, это стало удивительным местом.
Скотт, известный своими откровенными беседами, говорит о ремонте отеля во время пандемии, ненавязчиво упоминая, что за это время он снял четыре фильма, включая «Последний дуэль» и «Дом Gucci». Он смеётся, вспоминая о Наполеоне, биографическом фильме с Хоакином Фениксом в главной роли. «А потом мы начали «Гладиатор II…», — добавляет он, указывая на свой новый фильм.
Прошло 24 года с момента выхода оригинального «Гладиатора», в котором Рассел Кроу сыграл Максимуса, генерала, ставшего рабом, ищущим мести за потерю своей семьи. Сюжет нового фильма переплетает элементы сиквела и перезапуска — Луций, которого играет Пол Мескал, стремится отомстить безумному рабовладельцу Макрину, роль которого исполняет Дензел Вашингтон.
В соответствии с его художественным процессом, Скотт набросал весь нарратив «Гладиатора II», как он делал это для «Чужого», «Бегущего по лезвию», «Тельмы и Луизы» и «Марсианина». Рожденный в военной семье на Северо-востоке Англии в 1937 году, Скотт хранит в памяти воспоминания об искусстве, разделяемом с отцом, который поощрял его творческие наклонности.
Ранние опыты Скотта привели его в Королевский колледж искусств в Лондоне, что стало началом его карьеры, стартовавшей с «Мальчика и велосипеда» при участии его отца. Позже он основал Ridley Scott Associates в 1968 году, работая вместе с братом Тони и режиссёром Аланом Паркером, задействовавшись в рекламном буме того времени.
Будучи мастером повествования, Скотт явно вовлекает свою аудиторию. Он вспоминает друзей из своей карьеры, включая покойного Хью Хадсона, и нередко уходит в отступления, отражающие его обширные связи внутри индустрии.
Карьера Скотта началась с запоминаемой рекламы Hovis в 1973 году, что привело его к мастерству эффективного повествования. «У меня был хороший глаз, и я мог быстрее других выстраивать кадр», — вспоминает он, подчеркивая конкурентный характер своей ранней творческой среды.
Когда он показывает свои эскизы, называемые «ридлиграмами», Скотт не испытывает волнения по поводу ожиданий «Гладиатора II». На самом деле, он раскрывает, что закончил фильм сэкономив бюджет, благодаря своим ясным раскадровкам, которые упрощают сложные сцены до простых указаний. Одной из запоминающихся сцен, которую он описывает, является сцена с мчащимся носорогом, демонстрируя его способности к созданию кинематографического зрелища.
Скотт делится анекдотами о прошлых сценах, которые в конечном итоге были вырезаны, иллюстрируя творческий процесс, стоящий за его фильмами. Например, он вспоминает о концепции сиквела, в котором Максимус общается с богами, в конечном итоге почувствовав, что это слишком далеко уводит от основной нарративной линии.
Этот фильм, «Гладиатор II», значительно эволюционировал в сознании Скотта, подстегиваемый его непреходящим наследием в поп-культуре, что ещё более подтвердилось ростом потоковых платформ. Это свидетельство долговечности влияния фильма, что зрители, включая молодёжь, продолжают выражать свою любовь к «Гладиатору».
Скотт размышляет о своих упущенных возможностях с такими фильмами, как «Чужой», но решительно настроен не упустить «Гладиатора». Он подчёркивает важность наследия в кинопроизводстве, раздумывая о современных последствиях изображения динамики власти в своей последней работе.
Хотя он подходит к чувствительным темам с осторожностью, Скотт проводит параллели между падением Древнего Рима в своём фильме и политическим климатом современного мира, отмечая непосредственную актуальность тем «Гладиатора II». По мере того как общество всё больше потребляет насильственные медиа, Скотт обращает внимание на сложные отношения между повествованием и ожиданиями аудитории.
С «Гладиатором II», который должен отразить бурные события в Риме, Скотт размышляет о природе развлечений и их социальных последствиях. Он твердо убеждён, что хотя драма и важна, она не должна потакать грубой жестокости, проводя черту, чтобы поддерживать вовлеченность аудитории.
Скотт остаётся крайне креативным, раскрывая планы на третий фильм «Гладиатор» с уже написанными 12 страницами, помимо будущих проектов, включая вестерн. Его энтузиазм к кинопроизводству заразителен, и, несмотря на то, что он называет себя «старым дедом», он не проявляет признаков замедления.
Ожидание «Гладиатора II» продолжает расти среди зрителей.
Какой момент из оригинального «Гладиатора» вы считаете самым запоминающимся? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.