Хотя плодовитая карьера Алана Беннетта охватывает пьесы, фильмы и мемуары, его последнее произведение, ‘Убийство времени’, демонстрирует его талант в художественной литературе. В свои 90 лет Беннетт по-прежнему остается дорогой фигурой в британской культуре, несмотря на то, что его часто затмевает более известная публичная личность. Этот увлекательный и полненный юмора короткий рассказ служит напоминанием о глубине и остроумии, которые определяют его стиль письма.
‘Убийство времени’ исследует темы старения и социальных динамик в стенах дома престарелых. Это современная притча? Сатирический взгляд на общественную жизнь, сродни ‘Повелителю мух’ для пенсионеров? Безусловно, это включает все эти идеи.
Хотя Беннетт ранее исследовал подобные темы в своей пьесе ‘Аллелуйя!’, действие которой происходит в гериа́трическом отделении, ‘Убийство времени’ отличается своей развлекательной ценностью, плавно передавая свой сюжет, не раскрывая скрытого комментария до более позднего момента в рассказе. Когда читатели знакомятся с разнообразными жителями дома престарелых Хилл Топ, начальные сцены так очаровательны, что возникает желание не задаваться вопросом о направлении, которое принимает история.
Мы встречаем миссис Макайд, преданного управляющего домом престарелых, который с гордостью говорит о высоких стандартах своего заведения. Она утверждает: «Мы не вегетируем в Хилл Топ. А кухня здесь вовсе не скучная». Хотя жители ценят ее усилия, они с юмором отмечают: «копченая рыба лишь до определенного момента достаточно хороша».
Персонажи изображены ярко, с мистером Вудраффом, озорным шутником, стремящимся нарушить повседневный распорядок, олицетворяющим дух бунта даже на своем преклонном возрасте. Его эксцентричности подчеркиваются уникальным кодом поведения, касающимся его шалостей.
Беннетт представляет в маленькой зарисовке различных личностей: гламурную Глорию, чье появление вызывает восхищение; любителя головоломок, преданную вязальщицу и священника с несбывшимися мечтами о достойной отправке после ухода одного из жителей.
Среди жильцов находится мистер Кресвелл, опытный парикмахер, который стриг многих, хотя и в несколько необычном месте — на борту круизного лайнера.
Когда персонажи вводятся в рассказ, они быстро становятся сложными и многослойными, что отражает мастерство Беннетта в развитии персонажа. Входит миссис Фосс, чья идея собирать средства, продавая ‘коллекционные’ вещи, подчеркивает человеческую склонность находить ценность в обыденном.
Тем не менее, под слоем юмора скрывается более серьезное исследование социальных проблем, типичное для повествования Беннетта. ‘Убийство времени’ намекает на глубокие темы смертности и классового неравенства, переплетенные с нарративом радости и человеческой связи.
Напряжение нарастает, поскольку отношения меняются под влиянием внешних факторов, таких как локдауны, что приводит к волнующему комментарию о хрупкости жизни. Через проницательные наблюдения и остроумные замечания Беннетт создает повествование, которое глубоко резонирует, позволяя читателям задуматься о деликатном балансе между ‘имущими’ и ‘неимущими’ в обществе.
Этот короткий рассказ, хотя и занимает всего 105 страниц, дополненный крупным шрифтом, является значительной работой позднего периода Беннетта. Он доступен, но насыщен слоями, что делает ‘Убийство времени’ увлекательным чтением, заслуживающим внимания.
‘Убийство времени’ Алана Беннетта (Faber, 112 стр.). Этот глубокий нарратив захватывает суть стиля Беннетта и является важным дополнением к любой литературной коллекции.