Городской симфонический оркестр Бирмингема (CBSO) открыл свой сезон инновационным концертом под руководством дирижёра Кажуки Ямада, который в трогательной манере продемонстрировал процесс репетиций оркестрового состава.
Исполнение началось с Симфоний для духовых инструментов Стравинского, затем последовала Метаморфозы Штрауса, исполняемые лишь струнными, и наконец, кульминацией стала Девятая симфония Бетховена с полным составом оркестра и хором CBSO. Эта программа напоминала обратное прощание, что согласовывалось с темой каждой композиции, представляющей собой своего рода уход.
Произведение Стравинского было написано частично в память о Дебюсси и выразило ясное, порой юмористическое прощание с покойным композитором. Стиль дирижирования Ямада временами напоминал работу диспетчера воздушного движения, так как он вел музыкантов через сложные пассажи.
После выступления Ямада с юмором заметил, что произведение Стравинского могло не вписываться в привычный репертуар зрителей, однако эмоциональное воздействие было неоспоримым, особенно когда мрачный хорал разворачивался ближе к концу.
В отличие от этого, более длинное произведение Штрауса, описываемое в программных заметках как «великолепное», было исполнено более чем с двойным количеством музыкантов, чем изначально задумывал композитор. Хотя порой это создавалось плотная звуковая стена, музыканты в конечном итоге нашли более деликатную и трогательную текстуру, когда произведение приближалось к своей рефлексивной концовке.
Что касается Девятой симфонии Бетховена, она знаменовала собой решительное прощание с симфонической традицией. Долгожданное финальное движение ощущалось как кульминация значительных мыслей и усилий, особенно с участием четырёх выдающихся солистов: меццо-сопрано Дженнифер Джонстон, тенора Джошуа Стюарта, сопрано Люси Кроу, чей голос сиял с блеском, и баритона Джонатана Лемалу, который прекрасно справлялся с произведением.
Несмотря на сложность финального движения, оно было наполнено идеями, некоторые из которых вызывали споры, такие как напряжённое ожидание перед знаменитыми Ода к радости. Также были вспышки индивидуальности на протяжении всей симфонии, особенно в тёмных переходах медленного движения и живом характере второстепенной темы шутки. Между движениями Ямада поощрял осторожные аплодисменты, создавая ожидание, что привело к захватывающему опыту, усиленному мощным хором, который полностью реализовал видение Бетховена. ★★★★☆
Этот концерт транслировался на BBC Radio 3 23 сентября.