Сущность, крайне закрытая организация внутри Ватикана, действует на глобальном уровне без официального названия или публичного присутствия. Скрытые фонды хранятся на тайных счетах, а ее действия оставляют минимальные улики.
Часто именуемая различными способами, Сущность известна во Франции как La Sapinière, что переводится как еловый лес, а также имеет название на латинском — Sodalitium Pianum, что означает братство Пия.
Эта скрытая организация выполняет функции разведывательного агентства Ватикана, подобно MI6 в Британии. Она функционирует как папальная секретная служба, созданная для защиты интересов Католической Церкви.
Эта увлекательная нарративная история раскрывает существование Сущности посредством рассказов агентов, таких как Джованни Салуззо, чьи переживания были обнаружены журналистом в 2004 году. Салуззо описывал Сущность как «государство в государстве», подотчетное Папе, с корнями, идущими к папству Пия X в начале 20 века. Ее миссия заключается в противодействии угрозам для Католической Церкви по всему миру, поддерживаемая сетью агентов.
Многие операторы — это клирики, которые проходят строгую подготовку в методах шпионства. Салуззо, например, обучался в семинарии, а затем в Риме, осваивая навыки, такие как взлом кодов, скрытое наблюдение и даже парашютный спорт — представьте себе религиозную версию Джеймса Бонда.
Эти темы глубоко исследуются в «Ватиканских шпионах», увлекательной книге историка Ивона Деноэля, в которой подробно описываются действия ватиканских шпионов с периода Второй мировой войны.
Ставки были особенно высоки в 20 веке, когда Католическая Церковь рассматривала коммунизм как значительного противника, сравнивая его с Антихристом из-за его отрицания Бога и преследования христиан.
В ответ Ватикан создал учебные программы, такие как Руссикамский Понтифический колледж, который не только обучал русских греко-католических священников, но и служил шпионской школой во время Холодной войны. Выпускники этого учреждения были обучены как теологическим наукам, так и военному делу, что дало сформированный отряд агентов, отправляемых за Железный занавес.
Несмотря на тяжелые испытания, включая аресты и пытки со стороны советских агентов, разведывательная деятельность Ватикана продолжалась. В 1980-х годах папа Иоанн Павел II стал ключевой фигурой в поддержке движения «Солидарность» в Польше, тайно предоставляя помощь для подрыва коммунистического режима.
Его лидерство сыграло важную роль в преобразовании Польши, способствуя падению коммунизма и eventual’ному краху Советского Союза. Михаил Горбачев признал роль Церкви в этом драматическом геополитическом повороте, заявив, что распад Железного занавеса был бы невозможен без влияния Иоанна Павла II.
Чтобы финансировать эти шпионские усилия, Ватикан полагался на Институт религиозных дел (Ватиканский банк), который был вовлечен в различные финансовые скандалы.
Хотя «Ватиканские шпионы» представляют собой увлекательное описание этих скрытых операций, стиль написания может оказаться сложным для некоторых читателей. Академический подход Деноэля плотный, с длинными и сложными предложениями.
Тем не менее, те, кто решит разобраться в тексте, найдут богатый источник информации о современном папстве и его сложных внутренних устройствах. Книга хорошо подходит для читателей, заинтересованных в темах шпионства после изображений в медиа, таких как «Конклав».
Более того, Деноэль упоминает о существовании организации под названием Группы лучшего управления Церковью, которая стремится противостоять усилиям Папы Франциска, указывая на то, что борьба внутри Ватикана продолжается.
«Ватиканские шпионы: От Второй мировой войны до Папы Франциска» Ивона Деноэля, в переводе Алана Мака́я (C Hurst, £25, 384 страницы).