Сюжет автопортрета поражает: handsome, погружённый в себя, облачённый в черное пальто и белый галстук. Его волосы, разделенные на прямой пробор, ниспадают вокруг лица темными, упругими локонами, гармонируя с выразительными усами и модной бородкой. Можно представить его как певца-сианграйтера 60-х годов или, что ещё более интригует, как возможное вдохновение для фигуры Иисуса в произведении Рембрандта.
В его взгляде таится ощутимая печаль, глубокая интроспекция, призывающая зрителя задуматься о природе его мыслей. Огромные выразительные глаза вызывают спекуляции о том, куда может блуждать его ум.
Созданный в конце 1630-х годов Уильямом Добсоном (1611-46), который служил придворным художником Карла I, этот автопортрет важен по нескольким причинам — как художественным, так и историческим. Поразительная новость заключается в том, что это произведение искусства было совместно приобретено Тейт Британия и Национальной портретной галереей, что превратило его из частого сокровища в публичный актив.
Обе учреждения будут сотрудничать, чтобы организовать выставки и курировать этот значимый экспонат по всей стране, усиливая интерес к Добсону и контексту его эпохи. Пока что он находится в процессе консервации, но осенью будет выставлен в Тейт Британия рядом с существующим портретом жены Добсона, Джудит.
Ещё одним интересным моментом является стоимость приобретения: всего £2,367,405, как раскрыл директор Тейт Мария Балшоу. Эта сумма оспаривает прежние предположения о около £5 миллионах, что делает это приобретение одним из художественных bargains века. За цену, сопоставимую со средней печатью Эндю Уорхола, нация приобрела ключевое произведение своего художественного наследия.
Эта покупка также оказалась значительно более экономичной, чем недавние £50 миллионов, потраченные на портрет Маи (Омаи) Джошуа Рейнольдса, цена которого была оправдана через усилия по сбору средств. Сегодня основными действующими лицами на художественном рынке часто являются магнаты технологий и состоятельные коллекционеры.
Уильям Добсон, хотя и является выдающейся фигурой британского искусства, малоизвестен широкой публике, что вызывает вопросы о его биографии. В отличие от таких знаменитых художников, как Тёрнер, Констейбл, Хогарт или Гейнсборо, вклад Добсона не получил достойного признания. Историк Джон Обри однажды охарактеризовал его как «самого выдающегося художника, которого когда-либо родила Англия», но его связь с двором короля, чья поддержка искусств воспринималась негативно пуританами и кромвельцами, затмила его наследие.
Связь Добсона с Карлом I, известным своей страстной поддержкой искусств, находила его в конфликте с преобладающими настроениями своего времени. Обширная коллекция произведений искусства короля, большая часть которой была распродана во время смятения после его казни, служит примером общей антипатии к королевскому расточительству в ту эпоху.
Данные о ранней жизни и карьере Добсона скудны. Хотя предполагается, что он был учеником придворного художника короля, Энтони Ван Дейка, фактический путь, который он прошёл в мире искусства, остаётся неясным. Родившись и будучи крещённым в Холборне, он сумел получить значительное художественное образование, что позволило ему создать его замечательный автопортрет к середине двадцатых лет.
Это произведение обладает уникальным настроением, которое отличает его от предшествующего британского искусства, которое в значительной степени характеризовалось миниатюрной точностью. Добсон, с его смелыми мазками и эмоциональной глубиной, представляет резкий контраст, более напоминающий родного Караваджо, чем сдержанных художников прошлого.
Этот автопортрет является одним из немногих сохранившихся примеров из творчества Добсона до его службы в монархии. Тайминг его восхождения является судьбоносным; с внезапной смертью Ван Дейка в 1641 году, Добсон вступил в роль придворного художника в тот момент, когда нация стояла на грани гражданской войны.
На протяжении конфликта, когда напряжение возрастало и королевский двор переместился в Оксфорд, Добсон запечатлел суть королевских кавалеров в своих портретах. Его работы служат важными историческими записями травматичного периода, который culminated в казни короля, тем самым закрепляя роль Добсона как ключевого художественного свидетеля Английской гражданской войны.
Недавно приобретённый автопортрет отражает человека, не подозревающего о грядущих смятениях. Тем не менее, невозможно не ощущать предчувствие испытаний, которые лежат впереди.
Три грации, Антонио Канова, 1814
Эта известная мраморная скульптура, приобретенная для страны в 1994 году за £7,600,000 после широкой кампании, считается шедевром Канова.
Кенгуру и дингос, Джордж Стуббс, 1772
Приобретённая для страны в 2013 году благодаря кампании, поддерживаемой Дэвидом Аттенборо, работа Стуббса о австралийской фауне стала первой, написанной без непосредственного наблюдения.
Портрет Маи, Джошуа Рейнольдс, около 1776
Эта картина, совместно приобретённая Национальной портретной галереей и музеем Гетти, вызвала споры из-за своей провокационной цены в £50 миллионов, многие утверждали, что она сильно завышена.
Какие недавние выставки в Тейт привлекли ваше внимание? Поделитесь своими мыслями в комментариях.