Празднование 60-летия синтезатора Moog: инструмент, который революционизировал музыку

Празднование 60-летия синтезатора Moog: инструмент, который революционизировал музыку Без рубрики

В 1964 году аспирант по имени Роберт Муг из Нью-Йорка разработал революционную машину, которая производила и изменяла звуки с помощью регулировки напряжения. Это новаторское изобретение подняло электронную музыку с уровня нишевых экспериментов на видное место в основной культуре. За последние шестьдесят лет такие знаменитые артисты, как «Битлз» и Майкл Джексон, оценили синтезатор Moog, оказав значительное влияние на эволюцию современной музыки.

Уилл Грегори, сооснователь арт-поп дуэта Goldfrapp, подчеркивает значимость синтезатора Moog как первого коммерчески успешного синтезатора. «Характер песни ‘I Want You (She’s So Heavy)’ от Beatles был в значительной степени обусловлен Moog. Джорджо Мородер создал ‘I Feel Love’ Донны Саммер, используя всего три кнопки на Moog для изменения тональности фоновой дорожки. К середине семидесятых фанк-группы были очарованы его замечательным басовым звучанием. Это была знаковая машина,» — сказал он.

Синтезатор Moog эффектно вошел в музыкальную сцену. Американский композитор Уэнди Карлос раскрыла его потенциал своим новаторским альбомом Switched-On Bach, выпущенным в 1968 году, который переосмыслил десять классических произведений Баха в электронном контексте. В то время как некоторые классические пуристы были огорчены интерпретацией Карлос, Брайан Уилсон из Beach Boys похвалил Switched-On Bach как один из самых захватывающих альбомов, которые он когда-либо слышал. Грегори интерпретирует этот прорывной альбом как момент, когда Moog превратился из простого инструмента для звуковых эффектов в создание «слушаемой музыки, которая находит отклик у многих».

Уилл Грегори, сооснователь арт-поп дуэта Goldfrapp, отмечает 60-летие Moog с концертом и альбомом

Сначала Роберт Муг колебался относительно включения клавиатуры в инструмент, стремясь к концепции чистой звуковой скульптуры. Грегори отметил, что значительный прорыв произошел в 1970 году с представлением Minimoog, портативной и доступной версии синтезатора. «Говорят, что когда Муг был в отпуске, компания создала прототип Minimoog, который изменил его мнение. Как только Moog стал доступен массам, его исследование взорвало,» — объяснил он.

Другие новаторы также способствовали развитию синтезаторов наряду с Moog. Пит Таунсенд из The Who говорил о ранних днях технологии, вспоминая, что компьютеры были громоздкими и сложными в управлении. Он отметил, что в 1962 году преподаватель по имени Рой Аскот предсказал влияние компьютеров на искусство и язык. Несмотря на сопротивление некоторых членов индустрии, опасавшихся, что синтезаторы вытеснят традиционных музыкантов, стало ясно, что эти электронные инструменты готовы переопределить музыку.

BBC Radiophonic Workshop был еще одним ключевым игроком в области звуковых инноваций, где Делия Дербишир создавала знаковые экспериментальные звуки для темы Доктора Кто. Каролина Кац, режиссер фильма о Дербишир, подчеркнула, что хотя Moog был американским изобретением, Дербишир работала с британскими синтезаторами, такими как VCS 3, который был разработан в 1969 году.

Грегори признал разнообразные глобальные достижения в технологии синтезаторов, когда музыканты по всему миру создавали свои варианты. Среди них российский Поливокс и итальянский орган Farfisa стали примерами международной конкуренции в разработке синтезаторов, все они были подвержены влиянию Moog.

Делия Дербишир в BBC Radiophonic Workshop, где она создала звуки для темы Доктора Кто

Грегори размышлял о влиянии Moog на протяжении всей своей карьеры и его интегральной роли в звуке Goldfrapp с момента их основания в 1999 году. Их дебютный альбом, Felt Mountain, использовал уникальные эффекты, которые мог обеспечить синтезатор Moog. В 2005 году он основал Moog Ensemble для исполнения живых версий аранжировок Баха Карлоса, сотрудничая с Бриттен Синфонией, чтобы продемонстрировать разнообразный репертуар.

Объединяя акустические инструменты с Moog, Грегори и его ансамбль открыли новые измерения звука. Он признал пионерскую работу композиторов для кино, таких как Джон Барри и Эннио Морриконе, которые еще в шестидесятые годы осознали потенциал смешивания электронной музыки с orchestral элементами.

Теперь, когда Moog достигает своего 60-летия, Грегори стремится полностью исследовать потенциал инструмента в различных жанрах, от классической до авангардной, от поп-музыки до андеграунда. Иконная мелодия «Popcorn» Герсона Кингсли, представленная на его альбоме 1969 года Music to Moog By, стала хитом в Европе, когда была перепета группой Hot Butter в 1972 году. Кроме того, влиятельный альбом Moog Indigo Жана-Жака Перрея 1970 года стал неотъемлемой частью танцевальной культуры 90-х с треками, которые вызывают образы футуристической эстетики. Однако с развитием компьютерных технологий, способных имитировать любой звук, какое будущее ждет Moog?

Герсон Кингсли в полной мере использовал инструмент в своем альбоме Music to Moog By

Грегори прокомментировал скептицизм относительно актуальности классических синтезаторов в эпоху цифрового создания музыки. «Хотя цифровые инструменты предлагают гибкость, сидеть перед Minimoog и играть на нем дает уникальный сенсорный опыт, который не может быть воспроизведен цифровым способом. Minimoog обладает незаменимым характером. Так же, как скрипка достигла своего зенита веками назад, Minimoog объединил несколько инновационных элементов 60 лет назад, что сделало его вечным,» — заключил он.

Роберт Муг, безусловно, гордился бы своим творением.

«Moog на 60: Празднование с ансамблем Уилла Грегори» пройдет в театре Capstone, Ливерпуль, 21 ноября, в то время как Heat Ray: The Archimedes Project ансамбля Moog только что был выпущен.

Значимые моменты Moog

Бранденбургский концерт № 3 И. С. Баха, аранжированный Уэнди Карлос (1968)

Switched-On Bach Карлос стал отправной точкой для переосмысления классической музыки через синтезированные версии.

Синтезатор Moog и я Дика Хеймана (1969)

Этот трек демонстрирует эксперименты джазового пианиста с Moog, его знаковые звуки были записаны Беком в 90-х.

EVA Жана-Жака Перрея (1970)

Квинтэссенция танцевального трека 90-х, EVA оставалась фаворитом клубов даже после ремикса от Fatboy Slim.

Popcorn от Hot Butter (1972)

Изначально составленная Герсоном Кингсли, адаптация Hot Butter стала огромным международным хитом, продав миллионы копий.

Wichita Lineman Гила Тритхолла (1972)

Этот инновационный подход к классике кантри доказал универсальность Moog в различных музыкальных стилях.

Oxygène (Часть IV) Жан-Мишеля Жарра (1976)

Знаковый трек Жарра воплощает дух семидесятых и его новаторские звуковые пейзажи.

Plantasia Морта Гарсона (1976)

Уникальный альбом, созданный для растений, демонстрирует успокаивающий потенциал Moog как для флоры, так и для людей.

International Colouring Contest Stereolab (1994)

Этот очаровательный трек подчеркивает стиль Stereolab, наполненный Moog, слияние космических настроений с увлекательными мелодиями.

Kelly Watch the Stars: The Moog Cookbook Remix от Air (1999)

Яркий электронный трек, переосмысленный через неповторимый звук Moog.

Buoyancy Theory от ансамбля Уилла Грегори (2024)

Новое оркестровое произведение, вновь связывающее Moog с его классическими корнями, созданное в сотрудничестве с Национальным оркестром Уэльса BBC.

Оцените статью
Добавить комментарий