Добавить более глубокий психологический слой к одной из самых загадочных историй о призраках, адаптированных в оперу, не так-то просто. Тем не менее, режиссер Исабелла Байтвотер успешно справляется с этой задачей в яркой новой интерпретации тревожного произведения Бенджамина Бриттена, представленном Английской национальной оперой.
В оригинальной новелле Генри Джеймса, которая вращается вокруг жутких событий на удаленном поместье, автор намеренно оставляет главный вопрос без ответа: действительно ли два сиротливых ребенка, находящиеся под присмотром слуг, преследуются духами покойного Питера Квинта и гувернантки мисс Джессел, или эти призраки лишь порождения см troubled psyche новой гувернантки?
Байтвотер вводит интригующий новый ракурс, переносив действие из загородного дома в психиатрическую больницу, расположенную в 1950-х годах. В этой интерпретации гувернантка изображена как пациентка, испытывающая на себе воспоминания о прошлом травмирующем опыте, спустя три десятилетия.
Пока она вновь переживает свое ужасное прошлое, кажущаяся приземленной сцена Байтвотер — больничная палата с обширными сдвижными панелями — превращается в яркий и фантастический ландшафт, дополненный эффектами видеомэппинга Джона Дрисколла. Зрители внезапно переносятся в различные места: загородный дом с драматическими лестницами, напоминающими «Головокружение» Хичкока, зловещее озеро, которое дети называют «мертвым морем», и кладбище, усеянное надгробиями.
Байтвотер также проводит убедительные параллели между рутинными событиями в больнице и бурей внутри сознания гувернантки. Опера начинает уникально: доктор представляет свои наблюдения по поводу ее случая, и когда гувернантка считает, что видит Квинта, это сначала оказывается больничным санитаром — хотя реальность интригующе расплывчата на протяжении всего спектакля.
Эта концепция разработана как следует, однако может показаться излишне умозрительной без пыла, который вносят замечательные выступления. Эйлиш Тайнан отлично справляется с ролью гувернантки, находя баланс между тревогой и мучительной красотой в своем голосе. Роберт Мюррей представляет chillingly dynamic performance в роли Квинта, олицетворяя зловещую энергетику своего персонажа. Строка из стихотворения Йейца о том, что «церемония невинности» была «утоплена», приобретает сырое, ощутимое качество в его интенсивной беседе с проникновенной интерпретацией мисс Джессел в исполнении Элеанор Деннис.
Два детских актера, Джерри Хаут и Виктория Нехаенко, исполняют свои роли с тревожной убедительностью, демонстрируя черты, характерные для социопатического поведения. Дункан Уорд дирижирует представлением с превосходной точностью, позволяя 13 основным музыкантам оркестра ENO сиять в завораживающем произведении Бриттена. ★★★★☆ 135 мин До 31 октября, eno.org
Чтобы быть в курсе последних культурных рецензий, подписывайтесь на @timesculture