Национальная кинетека Франции отменил показ «Последнего танго в Париже» в ответ на опасения по поводу возможных протестов, связанных с противоречивой сценой в фильме, в которой снялись Марлон Брандо и Мария Шнайдер.
La Cinémathèque Française, известная тем, что располагает одной из самых обширных киноархивов мира наряду с музеем и кинотеатром в Париже, изначально недооценивала феминистские критики, касающиеся показа фильма 1972 года, который был частью ретроспективы о Брандо.
Однако, по мере усиления призывов к протестам, организация решила снять фильм с показа в воскресенье незадолго до его начала.
Фредерик Бонно, директор La Cinémathèque Française, указал на безопасность зрителей и персонала как на основную озабоченность. Его комментарии вызвали дальнейшее недовольство среди феминистских групп, которые обвинили его в том, что он играет жертву, вместо того чтобы взять на себя ответственность за решение о показе фильма.
Этот спор разворачивается на фоне усиленного внимания к проблеме сексуального насилия в французской киноиндустрии, особенно в фильмах авторского кино, снятых режиссерами, которые часто эксплуатировали молодых актрис.
Известный своими кинематографическими достижениями, Бернардо Бертолуччи не сообщил 19-летней Шнайдер о том, что ей придется участвовать в сцене, где Брандо имитировал акт сексуального насилия против нее.
Шнайдер описала этот опыт как глубокую травму и сказала, что он затмил всю ее жизнь. В размышлениях 2007 года она заявила: «Хотя то, что делал Марлон, не было настоящим, я плакала настоящими слезами. Я чувствовала себя униженной, и, честно говоря, я ощущала себя немного изнасилованной, как Марлоном, так и Бертолуччи.»
Оглашение о показе фильма вызвало значительный резонанс. Французское общество артистов заявило: «Съемка и показ изнасилования остаются предосудительными. Мы не можем притворяться, что не понимаем и не видим важность этого изнасилования.»
Некоторые феминистские активисты отметили, что приветствовали бы показ, если бы ему предшествовала дискуссия и соответствующий контекст для зрителей.
Вместо этого La Cinémathèque Française охарактеризовала фильм как «объект скандала» и часть размышлений о сексуальной революции мая 1968 года.
«Спустя пятьдесят лет после своего выхода фильм сохраняет запах скандала,» объяснила организация в программных заметках к ретроспективе Брандо.
Хлоя Тибо, журналист, прокомментировала: «Этот фильм имеет лишь один запах: запах культуры изнасилования.»
Клементина Шарлемейн, представляющая феминистскую группу 50/50, утверждала, что La Cinémathèque несет социальную ответственность за соответствие развивающимся общественным ценностям. Она предупредила, что ситуация отражает тревожную форму мизогинии и нежелание бросить вызов устаревшим практикам.
Изначально Жан-Франсуа Роже, директор программы в La Cinémathèque, настаивал на том, что было бы «непредставимо и абсурдно не показать» «Последнее танго в Париже» в рамках сезона Брандо, который также включал классические фильмы, такие как «Крестный отец» и «Трамвай желаний», добавив, что это было бы «неуважительно» по отношению к Шнайдер.
Ванесса Шнайдер, журналистка и писательница, выразила свой гнев по поводу предложений, что показ этого фильма станет почестью Марии, когда он причинил ей значительное страдание.
Ситуация изменилась, когда Бонно сообщил, что «агрессивные лица» планируют протестовать против фильма. Феминистская группа Collectif NousToutes ответила, заявив о своем несогласии с жертвенной нарративой, которую представляет La Cinémathèque на фоне тех, кто оспаривает показ.
В последнее время прокуроры Парижа пытались добиться пяти лет тюремного заключения для режиссера Кристофа Ружа по обвинениям в сексуальном насилии против актрисы Адель Ханель, когда ей было 12 лет. Руж отрицал обвинения.
В еще одном шокирующем кейсе в французском киноактрисе Жюдит Годрэш подала уголовный иск, утверждая, что ее изнасиловали режиссеры Бенуа Жакке и Жак Дюильон в детстве во время работы над их фильмами. Оба режиссера отвергли ее обвинения.