Насколько впечатляющим является последний фильм Педро Альмодовара «Комната по соседству»? На его дебюте на Венецианском кинофестивале этим летом он получил исключительную 18 с половиной минутную овацию, опередив своих ближайших конкурентов: «Субстанцию» (11 минут) и «Ученик» (9 с половиной минут). Эта реакция знаменательна не только для фильма, но и для самого Альмодовара, который оказался в центре аплодисментов, казавшихся бесконечными.
Он легонько смеется и говорит: «Трудно оставаться стоящим в такие моменты. Часто не знаешь, как реагировать,» сказал 75-летний испанский режиссер во время интервью в своем мадридском производственном офисе, где он справляется с постоянными проблемами со спиной, которые усложняют как путешествия, так и длительные овации. «Сначала ты обнимаешь актеров и моего брата Агустина, который продюсировал фильм. Это трогательный момент, особенно поскольку он часто отмечает первый раз, когда работа была показана такой большой аудитории. Однако ты быстро осознаешь, что должен притворяться, что остаешься тронутым. Я шутливо называю это своей ‘поддельной болезненной эмоцией’.»
Он подражает привычному виду человека, получающего награды, и добавляет: «Но это кажется немного китчевым — сравнивать эти овации, отмечая: ‘Фильм Брэда Питта получил десять минут, ‘Битлджус’ девять.’ Такое сравнение подразумевает признание со стороны зрителей, но я не считаю, что овации должны служить истинной мерой качества фильма.»
Тем не менее, «Комната по соседству», дебютный фильм Альмодовара на английском языке, поистине заслуживает своих 18 с половиной минут аплодисментов. Фильм демонстрирует Джулиан Мур и Тильду Суинтон, которые исполняют достойные Оскара роли старых друзей, изолированных в модном особняке в Вудстоке, размышляющих о горе, вызванном преждевременной смертью, и последствиях искусства. Суинтон играет Марту, терминально больного военного корреспондента, который намерен покончить с собой в комнате, соседствующей с комнатой Ингрид, чья роль принадлежит Мур, и которая как раз чувствительна и боится смерти. В этом повествовании Альмодовар находит глубокое отражение своего творческого пути.
Этот художник последовательно сохранял эмоциональную правдивость, невзирая на глянцевые или экстравагантные тона, присутствующие в его работах. Его карьера прошла путь от провокационных фильмов 1980-х годов («Лабиринт страсти», «Темные привычки») к более утонченному стилю в период, вдохновленном Хичкоком («Живое мясо»), и, наконец, к глубоким повествованиям последних лет (в частности, «Боль и слава», в котором часто сотрудничает с Пенелопой Крус). В «Комнате по соседству» он сталкивается с темами смертности с уникальной точки зрения, или по крайней мере пытается разобраться с ними.
«Я полностью идентифицирован с Ингрид,» говорит он. «Персонаж отражает мои собственные чувства к смерти. Я все еще не нахожусь в состоянии смириться с этим в уме. Концепция того, что живые существа поддаются смерти, трудно усваивается мной на интеллектуальном уровне. Но разве всё кино не связано с темой смерти, предоставляя актерам ощущение бессмертия и обеспечивая, чтобы творения пережили своих создателей?» «На самом деле, мои фильмы переживут меня,» признает он. «Тем не менее, я не размышляю о своем наследии или о том, что мир подумает обо мне после моей смерти. В моем сознании, после того как я умру, всё угасает. У меня нет никаких верований, поэтому я чувствую, что после смерти ничего больше не будет.»
Альмодовар продолжает размышлять о жизни и кино, восхваляя захватывающие выступления Моура и Суинтон, пока их персонажи проходят через первоначальные враждебности, прежде чем образовать глубокую связь. Он вновь поднимает тему веры, заявляя: «Когда я говорю, что не верю в Бога, я все еще уважаю тех, кто верит. Например, мои сестры, Антония и Мария, зажигают свечи для своих святых каждый раз, когда я начинаю снимать фильм. Хотя я не разделяю их верований, я ценю их чувства, поскольку это придаёт позитив.»
Что касается наград, Альмодовар выражает оптимизм в отношении потенциала «Комнаты по соседству» на Оскарах. Получив награду за лучший оригинальный сценарий за «Разговор с ней» в 2003 году и за лучший иностранный фильм «Все о моей матери» в 1999 году, он признаёт значимость наград. «Мне они важны, но я клянусь, что не буду зацикливаться на этом сейчас; пока это слишком рано, и одержимость ими нездоровая,» комментирует он с улыбкой. «Джулиан и Тильда заслуживают номинаций. Тем не менее, я должен повторить своё намерение не зацикливаться на этом; хотя, честно говоря, Оскары занимают особое место в моем сердце! Дайте мне больше Оскаров! Я с радостью приму любые и все.»
Сосредоточив внимание на изменении климата, центральной теме фильма, он выражает гнев по поводу того, как «крайние правые и неолибералы сотрудничают в отрицании изменения климата.» Его также тревожит рост крайних политических взглядов в Европе, он указывает на крайние правые политики Vox, популистской партии Испании, как на «глупые и жестокие.» Альмодовар также делится отвращением к социальным сетям, заявляя: «Я ненавижу, как они способствуют анонимной ненависти в сети.»
Возвращаясь к фильму, он находит работу на английском языке простой, после того как ранее экспериментировал с двумя короткометражными английскими фильмами («Человеческий голос» и «Странный способ жизни»). Вдохновение для «Комнаты по соседству» восходит к 1980-м, когда он увидел адаптацию Джона Хьюстона по «Умершим» Джеймса Джойса. Его захватил рассказ о связях, которые превосходят смерть, особенно его привлекли трогательные заключительные строки истории Джойса: «Его душа медленно заколебалась, когда он услышал снег, падающий еле-еле сквозь вселенную.» Он описывает финал как «один из самых красивых окончаний новеллы, которые я когда-либо встречал.»
В 1987 году Альмодовар решил переосмыслить такие нарративы в своей собственной работе, несмотря на то, что это казалось неожиданным путём для страстного иконоборца и ведущей фигуры культурного возрождения Мадрида (известного как Ла Мовида Мадриленья). Вспоминая свои юные дни как защищенного мальчика из сельской местности, который преобразился в яркого горожанина, он признаёт: «Я был увлечен ночной жизнью, часто перемещаясь из ночного клуба прямо на съемочную площадку без мгновения отдыха. Эта жизнь была полна острых ощущений, но оставила меня с достаточным опытом, чтобы оценить фильм, как ‘Умершие’.»
В тот период Альмодовар приближался к вершине своей карьеры, создавая успешные фильмы, такие как ‘Матадор’, ‘Женщины на грани нервного срыва’ (его первая номинация на Оскар за лучший иностранный фильм) и ‘Привяжи меня! Привяжи меня!’ Тем не менее, он признает, что такое удовлетворение не могло продолжаться вечно. «Я столкнулся с поворотным моментом в середине 90-х, когда мне пришлось выбирать между волнением от вечеринок и развитием своей карьеры. В конечном итоге работа победила, и я увлёкся писательством и кинопроизводством, стремясь извлечь ту же радость из них, какую я когда-то находил в ночной жизни,» вспоминает он с улыбкой. «Хотя, я действительно скучаю по этому.»
Будучи уважаемой фигурой в мировой киноиндустрии сегодня, его внимание сместилось на то, чтобы каждый проект был управляемым, главным образом из-за его повторяющихся проблем со спиной. Ему нравятся фильмы, которые более сосредоточены, с ограниченным составом актеров и меньшим количеством локаций, предпочтительно в Испании. «Это вызов для меня,» он признаёт. «Я могу посещать Нью-Йорк или Лос-Анджелес раз, может быть, два раза в год. Дело в том, чтобы сохранить своё здоровье. Мои амбиции теперь должны действовать в пределах реалистичных границ — создание фильма с множеством локаций и персонажей было бы для меня слишком.»
Размышляя о своих недавних интервью после выхода сборника рассказов «Последняя мечта», он признаёт, что мог показаться меланхоличным и одиноким. «Это восприятие возникло из моего процесса написания. Я лучше пишу, когда чувствую себя немного подавленным, поэтому я стараюсь не писать в счастливые моменты. Когда я чувствую себя уязвимым, вот тогда я нахожу вдохновение. Так что не переживайте, я в порядке; моя грусть не остаётся такой долгой, как это могло показаться ранее,» успокаивает он.
Сейчас он сильно вовлечён в продвижение «Комнаты по соседству», когда фильм проходит по кругу наград. После этого он с нетерпением ожидает начала нового скромного проекта, который надеется начать в начале следующего года и который сосредоточится на более интимном, испанском нарративе. Он завершает на трогательной ноте, замечая, что активное участие в кино позволяет ему на мгновение отвлечься от мыслей о своей смертности. «Во время своего творческого времени я не чувствую заботы о смерти,» делится он. «Я искренне имею в виду, когда говорю, что моя связь с кино почти зависима — полностью погружающая.»
А как насчет его будущего как преданного режиссера? Он делится памятной фотографией Джона Хьюстона, который режиссирует «Умерших», сидя в инвалидной коляске и полагаясь на кислород во время борьбы с эмфиземой. «Я действительно глубоко чувствую эту картину,» говорит Альмодовар с искренностью. «Мне бы не пришлось быть в подобной ситуации — прикованным к инвалидной коляске, нуждающимся в кислороде — если это значит снимать фильм. Эта картина воплощает мою суть как режиссера и отражает мою страсть к кинопроизводству. Непрекращающаяся тяга к созданию фильмов поддерживает мой дух и желание продолжать.»
«Комната по соседству» будет показана в кинотеатрах с 25 октября.