★★★★★ «Смерть в кассе», — так отозвались друзья в Hallé, когда Марк Элдер предложил включить больше симфоний Антона Брукнера. Тем не менее, на недавний концерт Proms, посвященный сложной Пятой симфонии Брукнера, билетов не было, так же как на предстоящее исполнение Четвертой симфонии, которое также полностью распродано.
Популярность этих выступлений можно объяснить выдающимися немецкими оркестрами и известными дирижерами, которые исполняют эти грандиозные произведения. Пятая симфония отметила второе выступление Кирилла Петренко с Берлинским филармоническим оркестром на Proms, в то время как Четвертая симфония будет исполняться Баварским радио-оркестром под управлением предшественника Петренко, Симона Рэттла.
Берлинский филармонический оркестр задал поразительно высокий стандарт своим исполнением Пятой симфонии, которая колебалась между моментами интимной красоты и обширного grandeur. Это выступление подчеркнуло замечательную синергию между членами оркестра и дирижером, сотрудничество, ранее отмеченное Ричардом Моррисоном после первого выступления оркестра на Proms. Петренко энергично извлекает богатые тональные сочетания от своих музыкантов с почти без усилий, создавая звук, который воспринимается словно он сам собой возникает.
Эта уникальная художественная химия выявила нюансы Пятой симфонии Брукнера. В отличие от его более выразительных произведений, эта симфония функционирует на совершенно другой частоте. Интерпретация Петренко была органичной, порой мечтательной – но никогда не монотонной, позволяя сложным переходам симфонии разворачиваться естественно, шаг за шагом.
С этой художественной свободой исполнители блеснули моментами, напоминающими камерную музыку: от нежной игры между флейтой и валторной в первом движении до тщательно контролируемой динамики в поразительно непредсказуемом медленном движении, завершаясь финалом, где мощная хоровая тема плавно переходила от смелых медных инструментов к струнам. После 80 минут этого опыта слушатели вышли очарованными и задумчивыми.
Кроме того, концерт включал произведения Брукнера, приуроченные к 200-летнему юбилею композитора в этом году. BBC Singers под управлением Оуэна Парк представили трогательное исполнение трех мотетов. Хотя эти произведения могут быть менее значительными по сравнению с его оркестровыми шедеврами, деликатность и ясность исполнения создали атмосферу духовного размышления, подготавливая почву для симфонического путешествия, которое последовало.
Следите за @timesculture, чтобы быть в курсе последних рецензий.