Музыкальные энтузиасты всегда имели склонность к спискам: от лучших альбомов года до величайших синглов, когда-либо выпущенных. В середине 1990-х мои выходные были наполнены прослушиванием Top 40 на Radio 1 по воскресеньям и с нетерпением ожиданием программы Top of the Pops по четвергам. Кроме того, составление личных списков, таких как микстейпы — эти тщательно подобранные коллекции для себя или кого-то особенного — было любимым занятием.
Теперь, в условиях отмены Top of the Pops и трансформации музыкальных чартов из-за стриминга, плейлисты заменили любимый опыт создания микстейпов, часто лишённый того самого личного прикосновения. Тем не менее, списки всё ещё актуальны, и Миранда Соер представляет увлекательный вариант в своей книге ‘Непривычные Люди: Бритпоп и За Его Пределами в 20 Песнях’. Будучи известным журналом журналистом в 1990-х, сотрудничающим с такими культовыми изданиями, как Select и The Face, Соер была как наблюдателем, так и участником эволюции феномена бритпопа, что она исследует через 20 проницательных эссе, сосредоточенных на значимых песнях.
Определить бритпоп может быть сложно, как и идентифицировать непристойные вещи; это кажется ясным, когда вы сталкиваетесь с этим. Несмотря на его возникновение в начале 90-х, Соер отмечает, что этот термин выглядел ограничительным: ‘Сцена была слишком разнообразной, хаотичной, конкурентной и субъективной, чтобы уместиться в чёткие рамки.’ Вместо манифеста бритпоп, возможно, было бы более уместно охарактеризовать как эмоцию.
Эта точка зрения, хотя и открыта для обсуждения, отражает реальность, что бритпоп был гораздо больше, чем упрощённый нарратив ‘белых парней с гитарами.’ Наиболее заметные группы эпохи — Blur, Oasis, Pulp и Suede — обычно соответствуют этому описанию, но жанр включал в себя гораздо больше. Существовало значительное место для женских исполнителей, хотя это сопровождалось трудностями на фоне культуры ‘мальчиков’. Певица и автор песен Луиза Уенер из Sleeper вспоминает уничижительные ярлыки, направленные на женщин в индустрии, такие как ‘шлюха’ или ‘мадемуазель’, и вспоминает, как ей было дискомфортно от некоторых видов внимания.
Женщины значительно способствовали музыкальному ландшафту, создавая работы, которые варьировались в широчайших диапазонах — от остроумных текстов Sleeper до треков Elastica, наполненных панком (таких как Connection), и пугающе выразительных готик-блюзов PJ Harvey (примеры можно найти в Down by the Water). Хотя скептики могут ставить под сомнение включает ли PJ Harvey в бритпоп, стоит отметить, что она выступала в программе BBC 1995 года ‘Britpop Now.’
Бритпоп также продемонстрировал свою мульткультурную сущность. Песня ‘Brimful of Asha’ группы Cornershop, посвящённая Болливуду, является примером этого разнообразия, контрастируя с провокативным названием группы, направленным на оспаривание расовых стереотипов. Участник Тджиндер Сингх поделился, что их отвергали не только мейнстримное общество, но и в их собственном сообществе за дерзость играть на гитарах.
Музыка сама по себе часто раздвигала границы. ‘Girls and Boys’ группы Blur, вероятно, представляет собой одну из первых определяющих бритпоп-песен, без усилий смешивая синтезаторы с проницательными текстами, сосредоточенными на культуре молодёжи. Соер утверждает: ‘Бритпоп не смог бы процветать без Blur.’ Уникальное сочетание игривой сексуальности и социальной комментарии сделало эту песню явно отличной от стандартного рок-контекста.
Хотя Oasis безусловно повлияли на мейнстрим своим традиционным звучанием, они также исследовали инновационные пути, такие как сотрудничество Ноула Галлагера с Chemical Brothers на ‘Setting Sun’, которое вызвало смешанные реакции. Скандал разразился, когда диджей Radio 1 Крис Эванс внезапно снял её с эфира, посчитав неподходящей для утренних слушателей, несмотря на её последующее восхождение на первое место.
Книга Соер полна увлекательных историй, подчеркивающих поворотные моменты в британской культурной истории, когда группы преодолевали свои инди-корни, чтобы достичь огромной популярности. Таблоиды восторгались этими трансформациями, наглядно продемонстрированными в печально известном инциденте с Джарвисом Кокером из Pulp, который ворвался на сцену во время выступления Майкла Джексона на Brit Awards 1996 года, и печально известной конкурентной борьбой между Blur и Oasis в 1995 году.
Однако соревновательный дух этих групп также ознаменовал поворотный момент в нарративе бритпопа, приведя к упадку, когда первоначальный восторг был затмён ажиотажем. Музыка стала темнее, о чём свидетельствовали мрачные ноты альбома Pulp ‘This Is Hardcore’, и термин ‘бритпоп’ сам по себе стал источником embarrassment для некоторых.
Тем не менее, это были захватывающие времена для музыкальных энтузиастов. Писательство Соер отражает яркость этой эпохи с освежающей спонтанностью, что является проявлением её журналистского фона. Она написала рукопись за несколько недель, и её быстрый стиль наполняет жизнь конец 90-х с яркостью. Это была, безусловно, захватывающая эпоха, чтобы быть вовлечённым в поп-музыку, и возможность задокументировать это кажется привилегией.
Если читатели захотят обсудить её выбор песен, это и есть красота таких списков. (Некоторые могут даже поставить под сомнение, принадлежит ли Tricky к этому разговору или достойна ли Divine Comedy быть упомянутой.) Радость курации предоставляет достаточное пространство для обсуждения. Интересно, что 20 выбранных треков в общей сложности составляют слушательский опыт чуть менее 90 минут — что делает это идеальным плейлистом.
‘Непривычные Люди: Бритпоп и За Его Пределами в 20 Песнях’ Мирандой Соер (John Murray, 336 стр.). Эта книга предлагает интригующую ретроспективу наследия бритпопа.