Горе является глубоким универсальным переживанием, которое часто остается невысказанным, особенно в мире популярной музыки. Однако Ник Кейв смело сталкивается с этой темой в своем творчестве после трагической утраты своего 15-летнего сына Артура в 2015 году. С новым альбомом Дикий бог Кейв продолжает исследовать сложные эмоции, окружающие утрату, предлагая, что среди печали возможно найти путь к миру и даже счастью.
Выступление в берлинской арене Uber, вмещающей 17 000 человек, воплотило это чувство, предложив согласованно катарсический и временами радостный опыт. Оно стало ярким портретом Кейва как артиста, формированного духовностью и уязвимостью, переплетенного с ностальгическими отголосками его ранних, более безрассудных дней управления Bad Seeds через гротескные ландшафты 1980-х и 1990-х. Основная атмосфера была пронизана горькой меланхолией, смешанной с подногтем сырой энергии.
Кейв, которому сейчас 67 лет, излучал сырой, эмоциональный заряд, ведя Bad Seeds — в состав которых теперь входит Колин Гринвуд из Radiohead на басу — через проницательно красивую новую балладу Лягушки. С самого начала его голос резонировал с мощной эмоцией.
Несмотря на тяжелую тему, текст Лягушек передавал оптимистичное сообщение, размышляя о любви и боли как неотъемлемых частях человеческого опыта. Это осознание, очевидно, предоставило утешение Кейву, особенно после двойной утраты сына Артура и взрослого сына Джетро в 2022 году. Примечательно, что песня отдала дань уважения легенде кантри-музыки Крису Кристофферсону, который недавно ушел из жизни, включая отсылку к его трогательному гимну Воскресное утро.
Хотя Кейв появился в своем строгом костюме, олицетворяя стройную и интенсивную фигуру, его давний соратник Уоррен Эллис принес собственную интенсивную энергию, характеризующуюся выразительной бородой и мощными музыкальными выражениями. Игры на скрипке Эллиса привнесли драматическую fervor в выступление, создавая захватывающий баланс с выразительными вокалами Кейва во время таких треков, как О, боже, о, боже (Какая она замечательная), посвященный покойной музой певца Аните Лейн, и грубой, ритмичной интерпретации Красная правая рука, популяризированной телесериалом Острые козырьки.
Концерт продемонстрировал щедрость Кейва, который угостил публику двумя анкорами, завершая их переработанной версией Плачущей песни. С добавлением евангельского квартета песня преобразилась из старого плача в яркое празднование триумфального пути Кейва в поздней карьере. Выступление вызвало библейские образы смерти и разрушения, однако излучало живой дух, который подтверждал стойкость Кейва.
В целом концерт подчеркнул тонкий баланс между горем и радостью, путешествие исцеления, которое Ник Кейв продолжает исследовать.