Али Смит — выдающаяся фигура в современной литературе, известная своим инновационным повествованием и особенностям нарратива. Она занимает уникальное место в литературном мире благодаря множеству номинаций на Букеровскую премию и сотрудничеству с известным художником Дэвидом Хокни, который создает иллюстрации для ее обложек.
После ряда самостоятельных романов, включая ‘Случайность’ и ‘Как быть одновременно’, Смит недавно сместила акцент на более взаимосвязанные произведения, начав с ‘Сезонного квартета’, а затем выпустила свою последнюю книгу ‘Глиф’. Эта книга является первым томом в двухчастной последовательности, вторая часть ‘Глиф’ выйдет следующим летом, раскрывая более глубокие нарративы внутри первоначальной истории.
‘Глиф’ начинается с увлекательной предпосылки, погружая читателей в мир, который одновременно знаком и резко отличается от нашей настоящей реальности. Сюжет вращается вокруг двух сестер, Бриар и Розы, которые навещают свою мать в отеле. Их мать подменяет их больную тетю, и по возвращении домой с ее партнером Лейфом, дети сталкиваются с различными загадками, включая неясные термины, такие как ‘доковый шлюз’ и ‘автоматоника’. Эта почти близкая будущая обстановка отражает некоторые аспекты современной Британии, но при этом сохраняет узнаваемые элементы, такие как использование Google Maps.
Смит создает нарратив, который выявляет общество, разделенное на различные классы, где семья Бриар находится в невыгодном положении. Их дом обведен красными линиями машиной по имени ‘Супера Баундер’, символизируя их исключение из более широкого сообщества — явный признак социального отторжения.
Сквозь глаза сестер читатели наблюдают резкий контраст в обществе. Они становятся свидетелями ‘элегантной’ семьи, чьи лица описываются как бесстрастные и искусственные, создавая тревожное расстояние, которое намекает на их отключенность от реальности. Наратив указывает на существование разделений среди людей, с терминами такими как ‘бессмертные’, ‘временные’ и ‘неподтверждаемые’, обозначающими различные социальные статусы и намекающими на темы реобразования и конформизма — тонкая критика современных социальных вопросов.
На протяжении их путешествия такие персонажи, как Уна, Ульяна, Айша и Колон, появляются и исчезают, но постоянным присутствием остается лошадь по имени Глиф. Это имя происходит от шотландского термина, который охватывает различные интерпретации, иллюстрируя языковую ловкость Смита, когда он замысловато строит свою нарратив.
Способность автора сплетать язык в сложную ткань блестяще проявляется в ‘Глифе’, который отличается умной игрой слов и глубокими размышлениями о социальных мечтах и хрупкости реальности, часто выраженными через яркие образы и изобретательные фразы.
Хотя язык сверкает, некоторые тематические элементы кажутся слишком упрощенными. Наратив выстраивает четкую дихотомию добра и зла, что временами ограничивает глубину комментария по современным проблемам. Смит великолепно изображает невинность молодежи перед лицом угнетающей власти, однако эти власти часто лишены комплексности, представляются карикатурами, а не полностью развитым персонажами.
Эта намеренная однобокость напоминает о предыдущих работах Смита, где он также изображал персонажей как архетипы, чтобы донести свое сообщение. Однако это вызывает вопросы о балансе между языковой креативностью и глубиной повествования, особенно в изучении потенциала изменений в репрессивной системе.
Поклонники Али Смита, вероятно, оценят ‘Глиф’, хотя читатели, ищущие более глубокую сложность, могут оставить книгу с чувством досады. Возможно, предстоящее ‘Глиф’ обогатит темы, представленные здесь. До тех пор ‘Глиф’ остается свидетельством эксцентричного стиля повествования Смита и его уникальным видением в литературном ландшафте.