Несмотря на его значительный статус и вклад, программирование и исполнение произведений Гайдна остается уникальным вызовом. В этом контексте Симфонический оркестр и Хор Би-би-си представили яркое и уверенное исполнение Мессы ре минор Гайдна, известной как «Нельсонская месса»; однако ее размещение в программе концерта не сыграло ей на пользу.
Основная проблема возникла из-за характера второй половины концерта, которой доминировали грандиозные звуковые полотна. В кульминации звучала монументальная тональная поэма Рихарда Штрауса «Жизнь героя», дирижированная финским маэстро Ханну Линту, чья энергичная манера руководства давала основания полагать, что он может вывихнуть плечи. С руками и дирижерской палочкой, словно сечащими воздух, масштабная оркестровая композиция Штрауса (с девятью валторнами и значительным числом трубе и тромбонов) ярко изображала испытания и мучения безымянного героя, сосредоточенного на создании музыки, напоминающей творчество самого Штрауса. Благодаря виртуозности оркестра Би-би-си, Линту без особых усилий поддерживал exuberance этого сложного произведения.
Перед этим слушатели были очарованы звуковым миром, созданным канадским композитором Сэми Муссой в произведении «Элизий», премьера которого состоялась в 2021 году. Эта погружающая 12-минутная композиция в основном характеризовалась пышными, протяжными гармониями и сложными фигурациями, которые поднимались и опускались по музыкальной шкале, вызывая образы симфонии Брукнера, нежно раскрывающейся под солнцем. Среди меняющихся текстур трубки гудели, а колокола звенели, темы трансформировались, и ощущение гармонии преобладало. Учитывая текущую ситуацию в мировых делах, название Муссы, намекающее на радостную загробную жизнь, стало освежающим отдохновением.
Гайдна также стремился распространять радость, что он сделал, даже сочиняя Мессу для важного события в 1798 году, когда Австрия была втянута в конфликт с наполеоновскими войсками. Хор Симфонического оркестра Би-би-си, под руководством Нила Ферриса, исполнил свою часть с силой, как и квартет солистов, в котором особенно выделялся светлый сопрано Нардус Уильямс. Хотя Нельсонская месса Гайдна была написана с большим мастерством и исполнялась компетентно, её воздействие слегка угасло, когда концерт перешел ко второй половине.
★★★★✩
Трансляция на Би-би-си Радио 3 13 января