Деми Мур является значимой фигурой в Голливуде, известной не только своим талантом, но и своей ролью феминистской иконы. Она завоевала популярность в восьмидесятых вместе с такими звездами, как Джулия Робертс и Сигурни Уивер, бросая вызов традиционным представлениям о женском звездном статусе. Мур разрушила границы удивительными выступлениями и серией провокационных фильмов, таких как «Непристойное предложение» и «Стриптиз», переопределяя голливудский ландшафт. Её роль в «Солдатах Jane» продемонстрировала борьбу с сексизмом задолго до движения #MeToo, когда она сыграла военную новобранку, противостоящую гендерным предвзятостям с запоминающейся фразой: «Отсосите у меня!» Влияние её карьеры положило начало современным нарративам, таким как «Многообещающая молодая женщина» и «Убивая Еву».
В резком контрасте, «Субстанция» представляет собой бессилую интерпретацию хоррора, напоминающую фильм, предназначенный для тех, кто незнаком с прорывной работой Мур. Описанный как «феминистский телесный хоррор», фильм показывает Мур в роли Элизабет Спаркл, затухающей актрисы в сюрреалистической версии Голливуда, которая ведет аэробную программу под названием «Засияй своей жизнью». В день своего 50-летия она оказывается уволенной своим беспринципным начальником Харви, играемым Деннисом Куэйдом, из-за своего возраста. В desesperation, Элизабет проходит рискованную underground-процедуру, известную как «субстанция», которая создаёт её молодую клонированную версию по имени Сью (Маргарет Куалли), возникающую в гротескной манере, напоминающей «Чужого».
Визуально впечатляющая сцена с клонированием затмевается последующими гротескными трансформациями, которым подвергаются оба персонажа. По мере того как телесная целостность деградирует, зрители становятся свидетелями серии шокирующих изображений, связанных с расчленением и выплёскиванием жидкости, что приводит к странному кульминационному моменту с огромным существом, покрытым кровью и напоминающим Пиццу-Хата из «Космических яиц».
Фильм в конечном итоге не удается донести когерентное сообщение, вместо этого перерабатывая устаревшие идеи о мифе о красоте, при этом переполненный избыточными визуальными эффектами. Тело Куаллі чрезмерно фотографируется, часто в компрометирующих позах, что затмевает предполагаемые феминистские намерения фильма. Режиссёр Корали Фардже пытается критиковать «мужской взгляд», преобладающий в истории кино, однако результатом оказывается его воспроизводство, что в конечном итоге подрывает её послание. Этот подход перекликается с её предыдущей работой «Месть», но здесь он чувствуется ещё более несогласованным и навязчивым. Желание Элизабет к красоте достигает ироничного поворота — она становится воплощением той самой уродливости, которой так боялась. ★★★☆☆ 18, 141 мин в кино с 20 сентября