Ник Кейв обсуждает горе, Бога и свой художественный путь

Ник Кейв обсуждает горе, Бога и свой художественный путь Без рубрики

Ник Кейв стоит у окна в столовой Лейтон Хаус, расположенном на западе Лондона. Низкие жалюзи едва защищают вид от яркого и холодного дня снаружи. Хотя его голова и темные волосы находятся в тени, теплое сияние зимнего солнца окружает его. Эта игра света точно отражает обсуждаемые темы — разговоры о Дьяволе и двойственности человеческой природы.

Хотя Ник Кейв широко известен как музыкант, сегодняшняя беседа в Лейтон Хаусе — доме викторианского художника лорда Лейтона, украшенного изниками — сосредоточена вокруг его увлечения керамикой. Мы проходим по ярко плиточному лестничному пролету и красиво оформленному Арабскому залу.

Мы встречаемся всего за две недели до открытия последней выставки Кейва, озаглавленной «Дьявол: жизнь», в музее Ворлиндена в Нидерландах. Эта выставка представляет собой коллекцию из 17 керамических работ в стиле Стэффордшира, напоминающих безделушки, которые могли бы украсить камин бабушки. Эти изделия рассказывают историю существования, упадка, хаоса и потенциального искупления Дьявола.

Кейв за работой, расписывая свои керамические изделия

Эволюция Кейва от всемирно известной рок-звезды до художника-керамиста напоминает не резкую трансформацию, а возвращение к его художественным корням. «Меня как бы подтолкнули в музыку,» объясняет он. Родившись в 1957 году в Уорракнабиле, маленьком городке в Виктории, Австралия, он в восемнадцать лет поступил в Институт технологии Кольфилда, чтобы изучать живопись, преуспев в первом году, прежде чем бросить учебу, чтобы сосредоточиться на своей группах.

То, что начиналось как «Мальчики по соседству», студенческая кавер-группа, раскрылось в значительное явление на постпанковской сцене Мельбурна в конце 1970-х. Переименовавшись в «Birthday Party» в 1980 году, они переехали в Лондон и быстро завоевали репутацию своими интенсивными концертами. Позже, с новой составом, они стали известны как Ник Кейв и «Плохие семена», что принесло Кейву международную славу благодаря смешению южных спиричуэлсов, дельта-блюза и госсипа.

С 18 студийными альбомами и многочисленными мировыми турами группа завоевала разнородную аудиторию. Кейв также сотрудничал с музыкантом Уорреном Эдди в написании музыкального сопровождения для фильмов, включая «Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом» и адаптацию «Дороги» Кормака Макайти. Он также является признанным автором и, через свой блог «The Red Hand Files», завоевал репутацию сочувствующего, но искреннего морального комментатора для своих поклонников, часто сопровождающим свои записи иллюстрациями из классических произведений искусства.

Влияние пандемии, особенно отмена тура, вновь разбудило страсть Кейва к керамике — искусству, с которым он впервые столкнулся в возрасте 14 лет. Он вспоминает, как проходил летний курс керамики и создавал мифологических фигурок, которые убедили его родителей в его развивающемся таланте.

С женой Сюзи и их сыном Эрлом

После завершения записанной части нашей беседы Кейв делится тем, что некоторые комментарии являются конфиденциальными, что изначально вызывает беспокойство. Однако он уточняет, что говорит о нюансах в речи — колебаниях, «как бы», и «э-э». Он с теплотой вспоминает о своем отце, Колине Кейве, который трагически погиб в автокатастрофе, когда Нику было всего 19. Его мать сообщила ему ужасную новость, когда выручала его из полицейского инцидента за мелкое правонарушение.

Концепция его серии «Дьявол» начала формироваться во время локдауна, когда в его голове возникла сцена, в которой Дьявол соблазняет мореплавателя. Сюжет развивался неожиданными путями, отражая его личные переживания смятения и трансформации.

Кейв признает свое хаотичное прошлое, полное утрат и зависимостей, в конечном итоге находя искупительный смысл в своем искусстве. «Я вел беспорядочную жизнь с опустошениями, которые перекроили мое понимание мира,» размышляет он.

Сверху и снизу: две фигурки 'Портрет Дьявола' Кейва
null

Центральные темы серии «Дьявол» вращаются вокруг искупления и прощения, а не простого искушения. Когда его спрашивают о дефиците прощения в современном обществе, Кейв шутит: «Это из другой эпохи — что-то вроде ретро, как расклешенные брюки». По его мнению, незначительные публичные ошибки часто подвергаются жестокой оценке. Через «The Red Hand Files» он открыто критикует культуру отмены и упрощение морали, подчеркивая сложности человеческой природы.

«Моя перспектива часто вызывает критику, предположительно, из-за привилегий. Хотя в этом есть правда, я верю, что хорошее и злое сосуществуют в каждом человеке. Обозначить кого-то как безнадежного на основании его действий — это непростительное недоразумение человеческой природы,» объясняет он.

Кейв также выражает дискомфорт с трендом политизации искусства. Он предпочитает взаимодействовать с искусством, которое отпускает на размышления, а не наставляет, как думать. «Искусство не должно сводиться лишь к пропаганде; оно должно вызывать трансцендентный опыт,» утверждает он.

Он с юмором рассказывает, как другие советовали ему критически изучить исторический контекст выбранных им художественных форм, а не просто адаптировать их из прошлого.

С художником Томасом Хаусагом и Брэшем Питтом на первой выставке его керамики в Финляндии

Кейв излагает свои мысли спокойным, сдержанным австралийским тоном, воплощая редкое сочетание скромности и остроумия. Он подробно говорит о необходимости глубокой духовной связи, рассматривая повсеместную политизацию всего как барьер на пути к тому, чтобы ощутить духовное богатство мира. Он признает, что ему неуютно с ярлыками, включая консервативные, хотя он выражает осторожный характер, сформированный глубокими личными утратами.

Горе от преждевременной смерти его сына Артура, а также последующие потери в его семье бесспорно повлияли на восприятие Кейва. Он находит утешение в исследовании церквей и красоты как путей к покою, но стремится к подлинности их духовных посланий.

Преобразование Кейва в художника-керамиста — это возвращение к его юношескому хобби

Кейв сопротивляется строгой классификации себя как христианина, описывая себя как человека, живущего в согласии с христианскими ценностями. Он подчеркивает искренний смысл, стоящий за его серией «Дьявол», твердо утверждая, что в его творениях нет иронии. Он предпочитает сохранять уважение к ремеслу, воспринимая его как требующее огромной преданности и усилий, а не как простое развлечение.

Интересно, что он избегает слушать музыку во время работы над своими керамическими изделиями, так как находит это отвлекающим. Он вспоминает о первых днях в своей керамической студии, где музыка была постоянным спутником, с которым ему приходилось мириться.

Его фигурки дьявола находят баланс между привычным и тёмным. На первый взгляд, они выглядят как безобидные пастушонки или спаниели, но при более близком рассмотрении, открывающиеся рога и зловещие элементы переопределяют их нарративы и вызывают атмосферу жуткой привлекательности, сочетая её с мрачным.

Выставка Ника Кейва «Дьявол: жизнь» пройдет в музее Ворлиндена в Нидерландах с 14 декабря по 9 марта.

Оцените статью
Добавить комментарий