Неожиданная сенсация нью-йоркской театральной сцены, Stereophonic, совсем недавно превратилась из не заметного жемчужины в широко обсуждаемую тему почти что за одну ночь. Этот феномен напоминает восхождение Гамильтона. Пока Stereophonic готовится покорить Лондон после блестящего девятимесячного перебежки на Бродвее, где каждый показ был распродан, и пьеса получила 13 номинаций на Премию Тони — рекорд в истории Бродвея — её потенциальный успех ставит вопрос: сможет ли она повторить свой бродвейский триумф за границей? По данным The New York Times, «Пьеса является потрясающим достижением и уже ощущается как обязательный для просмотра американский классик».
Написанная Дэвидом Аддьми, эта трехчасовая драма не классифицируется как мюзикл, однако она пронизана музыкой. Наратив предлагает близкий взгляд на вымышленную англо-американскую рок-группу, которая пытается записать хитовый альбом в калифорнийской студии в 1976 году, на фоне личных конфликтов и проблем в отношениях. Если этот сюжет напоминает вам о бурной работе Fleetwood Mac над их знаковым альбомом Rumours, вы не единственный, кто проводит параллели. В шоу фигурирует британская пара, Рег (бас-гитарист) и Холли (клавишница и певица), что перекликается с хорошо задокументированным разрывом Джона и Кристин МакВи из Fleetwood Mac, в то время как британский барабанщик Саймон пытается сгладить хаос в своей собственной распадающейся семье, что напоминает опыт Мика Флитвуда. Динамика между американским певцом-гитаристом Питером и вокалисткой Дианой также может быть сопоставима с отношениями Линдси Бакингема и Стиви Никс. Юридические последствия, касающиеся этих сходств, могут возникнуть позже в статье.
Интересно, что первый искра для концепции этой пьесы пришла к Аддми на борту самолета в 2013 году, вдохновленная совершенно другим музыкальным актом.
«Я слушал кавер Led Zeppelin на ‘Babe, I’m Gonna Leave You’ в авиарадио, песню, которую мой брат часто играл на гитаре,» вспоминает Аддми. «Исполнение Роберта Планта передало бурные отношения, заключенные в текстах: любовь, ненависть, потребность и отвращение одновременно, как фрейдистская картина.» Этот момент заставил его представить рок-группу, уединенную за стеклом студии, с некоторыми из их разговоров, еле слышимых аудиторией.
Аддми также намеревался изобразить группу как замену семье, рефлексируя над своим собственным опытом взросления как младшего в «взрывоопасной» сирийско-еврейской семье в Бруклине. Он делится: «На бессознательном уровне я хотел рассказать эту историю через персонажей, раскрывающих свои внутренние миры в микрофон.»
После десятилетия разработки и сотрудничества Stereophonic дебютировала в театре Playwrights Horizons на 200 мест офф-Бродвей в октябре 2023 года. Аддми рано связался с ключевыми партнерами, включая режиссера Дэниела Аукина, которого он убедил присоединиться к ланчу до написания любых сценариев, и Уиллом Батлером из Arcade Fire, который сочинил музыку для пьесы. Примечательно, что никто из них ранее не имел опыта совместной работы до начала этого проекта.
Среди основных творцов только Батлер имел непосредственный опыт работы в студии звукозаписи. «Мы притворялись до тех пор, пока не сделали это,» признает Аук ин во время перерыва на репетиции в Северном Лондоне. Чтобы укоренить свою продукцию в подлинности, они погрузились в закулисные рок-документальные фильмы, такие как Некто ‘Some Kind of Monster’ и Жан-Люк Годар ‘Симпатия к дьяволу’, которые исследуют темы межличностной динамики в музыкальных группах.
Эйфория Аддми о записи в студии как центральном драматическом пространстве оказывает глубокое влияние на вовлеченность аудитории. Уютная обстановка ставит зрителей наравне с инженерами в деревяной студии, в то время как воображаемая группа репетирует за звуконепроницаемой стеклянной панелью, отражая изоляцию и давление, с которыми часто сталкиваются музыканты.
Дизайнер Дэвид Зинн создал сцену, изучая настоящие рок-студии семидесятых, такие как Sound City и The Record Plant, объединяя различные стили, чтобы создать уникальную эстетику. Его дизайн мудро максимизирует визуальное взаимодействие между контрольной комнатой и группой, делая вымышленное пространство доступным для аудитории.
В этом кондиционируемом святилище разворачиваются напряженность и творческие конфликты, когда члены группы репетируют, ссорятся и мирятся. Драма искусно избегает программного клише секса, наркотиков и рок-н-ролла, выбирая гиперреалистичный стиль диалога, требующий вовлеченности аудитории. Аук ин размышляет: «Хотя в ней есть элементы, напоминающие классическую драму, ее необычная подача делает её свежей.»
Актер Эндрю Р. Батлер исполняет роль второго инженера Чарли с момента запуска пьесы. Пропустив всего пять спектаклей на Бродвее, он описывает уникальную перспективу своей роли: «Я чувствую, что могу наблюдать, как пьеса разворачивается каждую ночь, позволяя публике видеть через глаза инженеров. Группа считает, что сможет завершить запись за три недели, но это затягивается на целый год в процессе их восхождения к славе на фоне личной тернии.»
Несмотря на то, что Stereophonic не следует традиционному сюжету, Батлер сравнивает свою игру с музыкальной интерпретацией, отмечая ее строгий, но непредсказуемый характер, который напоминает актерское мастерство в кино.
С Батлером в числе трех участников, оставшихся с Бродвея, лондонская постановка вводит новых актеров, включая Люси Карчевски и Нию Тоуэл. Карчевски узнала о пьесе, подслушав, как её соседка по комнате репетирует песню «Bright», и решила пройти прослушивание, в конечном итоге получив роль Дианы, не вызвав трения в их дружбе.
Во время репетиций группа иногда демонстрирует свои музыкальные таланты, внимательно наблюдая за их прогрессом. «Крайне важно, чтобы мы сформировали их в единое целое,» объясняет Аук ин. На одной из репетиций пятиместная группа представила полчаса впечатляющей, оригинальной музыки, стараясь воплотить суть группы мирового уровня.
Учитывая музыкальные влияния, хотя их звучание перекликается с Fleetwood Mac, Батлер занижает связь, отмечая, что его воспитание имело больше инди- и альтернативных влияний, а не классического рока. Он добавляет: «Когда говорю о гармониях, я слышу эхо Eagles, а не Fleetwood Mac.»
Тем не менее, некоторые зрители отметили поразительные аналогии с Fleetwood Mac. Кен Каиллат, который работал над Rumours, увидел бродвейскую адаптацию и обнаружил, что элементы слишком близки к историям из его мемуаров, что привело его к разочарованию по поводу предполагаемых сходств. «Я чувствую себя обманутым,» заявил он The New Yorker. Однако Аддми уточнил, что любое сходство с опытом Каиллата было непреднамеренным, хотя дело в итоге закончилось иском, который был позднее разрешен на взаимовыгодных условиях. Продусер Соне Фридман подчеркнула беспокойную природу обвинений, но подтвердила, что дело решено.
Аддми признал, что Fleetwood Mac служит одним из источников вдохновения для Stereophonic, но настаивает, что история выходит за пределы этих нарративов. «Хотя поверхностные элементы могут связываться с Fleetwood Mac, пьеса сильно черпает из многочисленных влияний. Художники на протяжении всей истории всегда смешивали вдохновения, чтобы создать что-то новое, и это произведение отражает эту синтезу.»
Во время своей речи при вручении Премии Тони прошлым летом, Аддми выразил глубокую благодарность тем, кто поддерживал его на протяжении его семилетнего пути. Он планирует переехать в Лондон этой осенью, чувствуя себя более как дома в Великобритании на фоне продолжающихся сложностей в США. Хотя он принимает признание и успех в 52 года, он размышляет: «Это слово ‘успех’ вызывает у меня беспокойство. Оно предполагает, что моя предыдущая работа не имела ценности. Я создаю пьесы на протяжении двух десятилетий, и важно понять, что достижения не измеряются только наградами. Это пассивная честь; признание дается, но не зарабатывается через усилия.» Он намекает на свой следующий проект, который будет отличаться от его прошлых работ, подчеркивая своё желание исследовать радикально новые темы.
Для Батлера это приключение в театр представляет собой новую творческую главу после его ухода из Arcade Fire на фоне скандалов. «Покинуть успешную группу казалось нереальным, но я знал, что мне нужно принять некоторый риск. Это комично, как хорошо это начинание взлетело; трехчасовая пьеса, вызывающая широкий интерес, — это довольно заметное явление.»
Он черпает из своего прошлого в динамике группы, подчеркивая точность Stereophonic в изображении студийного опыта — как ежедневные давления могут привести к творческим прорывам, испытуя личные пределы. Пьеса ярко исследует синаптические пересечения искусства и смятения, предлагая захватывающий взгляд на рок-н-ролльный опыт.
Stereophonic будет представлена в Театре герцога Йорка в Лондоне с 24 мая по 11 октября.