Трагическая кончина Джими Хендрикса 18 сентября 1970 года в Лондоне в возрасте 27 лет является одним из самых печальных моментов в истории рока. Признанный самым инновационным гитаристом своего времени, Хендрикс искусно сочетал влияния Боба Дилана и The Beatles с эссенцией американского соула и фанка, которые он формировал в годы, проведённые на читалском круге. Его преждевременная смерть символизирует темную сторону избытков хиппи-движения.
Новый документальный фильм под названием «Электрическая Леди Studios: Видение Джими Хендрикса» открывает другую перспективу, касающуюся последних месяцев жизни Хендрикса. Фильм демонстрирует, как Хендрикс инвестировал свое время и ресурсы в создание студии звукозаписи в Нью-Йорке, оснащенной современными технологиями и атмосферным освещением, которое отражало оттенки его музыки. Эта студия представляла собой новый рубеж в художественном экспериментировании, который он был готов исследовать, но который в конечном итоге ускользнул от него.
Джани Хендрикс, сводная сестра Джими и продюсер фильма, размышляет: «Электрическая Леди Studios была святилищем и художественным самовыражением Джими. Он представлял себе пространство, где мог бы свободно творить, и он ещё не был готов уйти в 1970 году. Во время его визита к нам домой в Сиэтле в том году он хотел обсудить только студию.»
На момент смерти Джими Джани было девять лет, она жила с японской матерью Аяко и отчимом Алом. В её памяти остаются тёплые воспоминания о Джими.
«Я помню радость его визитов домой, когда он был самим собой, смеялся и подшучивал,» — вспоминает она. «Он подарил моим родителям Chevy Malibu, и мы все делили моменты в машине, как любая семья. На его концертах обожание поклонников было подавляющим, и только позже мы действительно осознали его величие.»
Эдди Крамер, звукорежиссёр, который ранее работал с такими культовыми группами, как The Beatles и The Rolling Stones, сразу же признал выдающийся талант Хендрикса. В 1968 году он переехал в Нью-Йорк, чтобы записывать фестиваль Вудсток, и ему поручили создать студию для Хендрикса. После того как Хендрикс выступил в клубе Generation в Гринвич-Виллидж, который закрылся из-за банкротства, Крамер предложил преобразовать его в студию звукозаписи вместо первоначального плана по развитию ночного клуба.
«Когда я вошел, на меня обрушился вид строительной площадки,» — объясняет Крамер. «Создание ночного клуба в Виллидж было нереалистичным из-за различных давлений, включая преступные влияния. Кроме того, Джими тратил 200,000 фунтов в год на записи, поэтому я настаивал на том, чтобы они отказались от концепции ночного клуба в пользу студии.»
Электрическая Леди Studios, спроектированная архитектором Джоном Стори, была создана в соответствии с художественным подходом Хендрикса, с круглыми оконными рамами, психоделическим освещением и бережной творческой атмосферой. Стоимость строительства студии составила около миллиона долларов, и она официально открылась в мае 1970 года, всего за несколько месяцев до смерти Хендрикса.
Крамер рассказывает, как Хендрикс поддерживал активную социальную жизнь, но был глубоко привержен своей музыке во время их сотрудничества. Он с теплотой вспоминает вечер в 1969 году, когда Хендрикс пригласил его посмотреть выступление The Rolling Stones в Мэдисон-сквер-Гарден, предоставив этим возможность заглянуть в его харизматичную личность.
Джани подчеркивает, насколько Джими был доступным, иллюстрируя его детскую теплоту и юмор. Однако она отмечает, что, находясь в студии, он становился настоящим лидером, что также подчеркивает его басист Билли Кокс.
Сессии Хендрикса в студии начинались каждый вечер в семь часов и продолжались до глубокой ночи. Магнитофоны были заполнены длинными импровизационными партиями и разнообразным новым материалом, записанным всего за несколько дублей. Как рассказывает Крамер, Хендрикс был готов расширить свой музыкальный репертуар с помощью духовых инструментов, струнных и сложных аранжировок, направление, которое он намеревался развивать, если бы не отдалился от нас.
Согласно словам Джани, Хендрикс выражал желание создавать звук, который напоминал бы большую группу, насыщенную фанк и соул, видение, которое в конечном итоге отразилось в музыке таких групп, как Earth, Wind & Fire. Даже были запланированы совместные выступления с Майлсом Дэвисом, выделен бюджет и начались подготовки к этому при его возвращении из Англии.
Трагически, Джими никогда не вернулся из той поездки в Англию. День, когда Крамер наконец получил свою грин-карту, был затмён печальной новостью о смерти Хендрикса. Размышляя о том, что его кончина не была предопределена, Крамер говорит: «Я был в восторге от своей грин-карты, но это счастье было разрушено, когда я узнал, что Джими ушел. Я посчитал, что важно почтить его наследие, продолжая нашу работу в Электрической Леди, пространстве, которое и сегодня резонирует с его духом. Это свидетельство его творческого гения, как упоминается в текстах: ‘Ты когда-нибудь был в Электрической Леди лэнд?'»
Художественной уникальностью Хендрикса, по мнению Крамера, было то, что «он обладал почти магическим качеством, сродни музыкальным легендам, таким как Чарли Паркер и Майлз Дэвис, связь с чем-то божественным в музыке, что глубоко отзывается в душе.»
Крамер подробно рассказывает о личности Хендрикса, описывая ассортимент вещей в его сумке, которую он всегда носил с собой, наполненной мелочью, медиаторами и заветной книгой песен Боба Дилана, что свидетельствует о его страсти к глубоким текстам Дилана.
Джани указывает на «Dolly Dagger», одну из немногих композиций, которую Джими завершил в Электрической Леди, как свидетельство его глубины как артиста. Размышляя о слухах о романе Джими с Миком Джаггером, она упоминает строчку из «Dolly Dagger», которая намекает на Джаггера, демонстрируя остроумие и проницательность Джими. «Он был первопроходцем, постоянно опережающим свое время, и это остается верным.» С выходом документального фильма «Электрическая Леди Studios: Видение Джими Хендрикса» на Blu-ray, наследие Джими Хендрикса продолжает вдохновлять поколения.