Хотя многие мастера по созданию скрипок согласны с тем, что звук Страдивариуса не имеет равных, продолжаются споры о факторах, которые способствуют уникальному качеству этих инструментов. Некоторые считают, что отличительная резонансность обусловлена формой их f-отверстий, в то время как другие предполагают, что мини-ледниковый период обеспечил превосходную древесину, использованную для создания этих инструментов.
Современные инновации в технологии воспроизведения открывают новые горизонты для понимания тайн шедевров Антонио Страдивари. В минувшую субботу Музей скрипки в Кремоне, на севере Италии, представил точную 3D-печатную реплику легендарного Страдивариуса 1715 года.
В отличие от коллекции бесценных скрипок музея, которая обычно защищена стеклянными витринами, эта реплика выставлена на открытой полке. Ее корпус и гриф, изготовленные из нейлона, закреплены с помощью retractable cords, что позволяет посетителям непосредственно держать модель в руках.
Риккардо Анджелони, куратор музея, подчеркнул значимость этого интерактивного опыта, заявив: «Вы не сможете по-настоящему оценить тонкие детали дизайна скрипки, когда она хранится за стеклом. Теперь как эксперты, так и широкая аудитория могут взаимодействовать с этим историческим инструментом на ощупь.»
Происхождение скрипки принадлежит Андреа Амати, который, как считается, изобрел ее 450 лет назад в Кремоне, городе, который по-прежнему тесно связан с ремеслом изготовления скрипок. В 2012 году ЮНЕСКО признало традиционные техники скрипичносоделания в Кремоне частью нематериального культурного наследия, и более 150 мастерских, посвященных этому ремеслу, по-прежнему функционируют в городе.
В 1959 году совет Кремоны приобрел свою первую скрипку Страдивариуса, выбор которой занял два года исследований. Модель 1715 года, известная своим выдающимся качеством звука, с тех пор стала символом города.
Разработка печатной реплики представляет собой более чем десятилетние исследования лаборатории диагностики Арведи музея в сотрудничестве с Павийским университетом. В течение этого времени исследователи создали множество моделей из коллекции для изучения мастерами по созданию скрипок по всему миру.
Современная технология сканирования достигает точности до микрона (одна тысячная миллиметра). Марко Малагоди, руководитель лаборатории, отметил, что этот прогресс важен для мастеров инструментов, позволяя им сравнивать работы Страдивари с творениями его современников и изучать эволюцию создания скрипок в условиях мастерской.
Кремонская реплика была напечатана в другой лаборатории университета, расположенной примерно в 50 милях от Кремоны. Малагоди указал, что это развитие улучшает опыт музейного посещения, позволяя посетителям детально рассмотреть f-отверстия и кривизну корпуса инструмента под разными углами.
С учетом того, что затраты на 3D-печать сейчас не превышают €2000, Анджелони рассчитывает расширить коллекцию новыми репликами. Он выразил надежду, что эта инициатива сможет разжечь интерес детей к созданию скрипок и сделать коллекцию доступной для слабовидящих посетителей.
Стефано Трабукки, мастер-скрипач из Кремоны, выразил свою поддержку проекту, сказав, что «любая инновация, способствующая пониманию скрипок, полезна.»
Тем не менее, Малагоди предостерег, что по мере того как 3D-печать начинает производить играбельные скрипки, крайне важно, чтобы музейные службы обеспечили безопасность этих реплик, чтобы предотвратить потенциальное злоупотребление, такое как массовое производство подделок. «Важно, чтобы [модели] хранились в музее, где они могут быть оценены и контролируемы,» — заключил он.