В 1980-х годах Нина Ананиашвили, находясь в Большом театре, столкнулась с жесткими ограничениями со стороны советских властей. Ее движения контролировались, а паспорта изымались после гастролей. Позже она узнала о скрытых приглашениях от известных фигур, таких как Джон Ноймайер из Гамбургского балета. После распада СССР, она с теплотой вспоминает танцы в свободном Лондоне и встречу с хореографом Королевского балета Кеннетом МакМилланом в 1990 году. «Другое чувство, когда ты свободен,» — отмечает она. «Очень сложно объяснить.»
Ананиашвили, сейчас 61 год, и художественный руководитель Государственного балета Грузии, находится в миссии. Первый раз за 175 лет ее компания представит Лебединое озеро в Колизее в Лондоне. Ее цель: «Я хочу показать наш уровень классического балета; я хочу показать, что Грузия — это страна мирового уровня.»
Говоря из своего тбилисского офиса, вместе с главной балериной Нино «Нини» Самадашвили, Ананиашвили объясняет их цель — представить Грузию и свою компанию мировой аудитории. «Я очень взволнована и нервничаю,» — признается Самадашвили.
С отсутствием балетов Большого и Мариинского в Великобритании, существует культурный пустота, которую нужно заполнить. Особенно сейчас важно демонстрировать грузинскую идентичность. Эта страна, находящаяся между Европой и ее советским прошлым, столкнулась с политической нестабильностью в виде массовых протестов против контроверсиального закона о «иностранном влиянии», который многие опасаются, что повторяет российские регуляции и нарушает отношения с ЕС.
«Я участвовала в протестах. Вся моя генерация вышла бороться за нашу независимость,» — говорит Самадашвили, 31. «Сейчас я не знаю, что произойдет, поэтому пытаюсь сконцентрироваться на балете.» Хоть Ананиашвили не присоединилась к протестам, ее муж, Григол Вашадзе, оппозиционный политик, недавно ушедший в отставку, и ее семья сделали это. «Это было действительно стрессово для нас всех,» — тихо добавляет она.
Несмотря на это, Ананиашвили остается оптимисткой по поводу Грузии. Она отмечает демократический прогресс, где молодые люди «могут говорить все», и рассказывает о переменах, которые видела с момента своего возвращения в 2004 году. «Когда я переехала в Тбилиси, тут не было света, тепла, машин на улицах. Это был такой плохой период. Через годы страна изменилась… У нас на улицах теперь лучше освещение, чем в любой другой стране. Это действительно прекрасно и красиво.»
Вспоминая живописный момент 1987 года, она говорит: «В Париже я танцевала Раймонду и Жизель. Увидев красивые рождественские огни, подумала, ‘О Боже, так грустно, что моя семья не может увидеть эту красоту.'»
Ананиашвили поддерживает отношения с друзьями из России, а Самадашвили имеет русских друзей из балета, которые переехали, отказавшись от войны на Украине. Отзываясь на 2008 год российского вторжения на грузинские территории, Ананиашвили выражает желание «украинской свободы», но избегает антагонизма.
«Мы хотим наслаждаться Европой, потому что чувствуем себя частью этой семьи. Это не означает, что мы хотим воевать с Россией. Мы хотим быть соседями,» — настаивает она. «Мы всего-лишь четыре миллиона человек… Мы хотим сохранить наш язык, нашу культуру, все. Вся наша история; мы боремся за это.»
Предстоящие выступления в Лондоне привлекают внимание к Грузии. Почему Лебединое озеро? Исторически значимое, его использовали советское телевидение для блокирования новостей о попытке переворота 1991 года против Горбачева и независимый российский канал ТВ Дождь в 2022 году для расстаемся из-за давлений со стороны правительства. Четыре балерины из плясок Лебединого озера стали символами протестов в России, особенно в видео от группы Pussy Riot.
Ананиашвили предлагает прямую причину для выбора: «Если люди видят, что Лебединое озеро танцуется хорошо, это означает, что уровень компании высокий.» Отвечая на вопрос, какой постановки или танцора ее вдохновляет, Самадашвили указывает на фотографию Ананиашвили в образе Одетты с улыбкой, «видели этот снимок?» Между ними царит тесная связь, с Ананиашвили называющей своих танцоров «мои дети.»
В то время как Ананиашвили адаптировала Щелкунчика, включив в него грузинские элементы, это Лебединое озеро будет «полноценной классической постановкой.» Она признает риск, который взяли продюсеры Колизея, один из которых она знает еще со времен Большого, приглашая их. «Мы не Большой, Мариинский, Королевский балет. У нас нет имени в балетном мире, где люди пошли бы и сразу купили билеты. Поэтому это очень сложно,» — говорит она. «Но я так благодарна. Они делают это для меня лично, я чувствую, и для моей страны.»
Государственный балет Грузии представляет Лебединое озеро в Колизее, Лондон WC2, с 28 августа по 8 сентября.
Какие балетные постановки вам недавно понравились? Дайте нам знать в комментариях ниже