Создание иллюзии полета до появления CGI можно было сравнить с управлением устаревшим велосипедом — полным сложностей и экспериментов. Под руководством Колина Чилверса команда по спецэффектам для фильма Супермен 1978 года начала с попытки запустить манекен Супермена с помощью пушки, но этот метод оказался недостаточно эффективным. В конце концов, им удалось достичь успеха, приподняв актера Кристофера Рива, исполнявшего роль Супермена, на 18 метров над землей с помощью сверхтонких 16-х проводов, мастерски скрытых от камеры. Смелость Рива, бывшего пилота, сделала его весьма отзывчивым к просьбам Чилверса.
Еще одной проблемой стала культовая накидка Супермена. Каждый раз, когда Рива поднимали в воздух, ветер мог запутать накидку в проводах. Чтобы решить эту задачу, Чилверс разработал устройство, включавшее самодельный мотор, прикрепленный к спине Рива. Этот мотор был оснащен несколькими рыболовными удочками, которые заставляли накидку естественно развеваться при активации.
Прорывная работа Чилверса над Суперменом принесла ему Оскар за руководство командой визуальных эффектов. С самого начала режиссер Ричард Доннер подчеркивал важность аутентичности, знаменитая табличка с надписью «веросимильность» висела в его офисе. Перед съемками он также показал команде Звёздные войны, подчеркивая значимость инновационных визуальных эффектов в современном кино.
После получения Оскара Чилверс продолжил работать над крупными фильмами, включая Супермен II, Люди Икс и K-19: Убийца. Однако именно его мастерство в создании рекламных роликов для игрушек, таких как Hot Wheels и Barbie, привлекло внимание поп-иконы Майкла Джексона.
В середине 1980-х, снимая в Лос-Анджелесе с художником по спецэффектам Кевином Пайком, Джексон искал рекомендации по выбору режиссера для своего музыкального видео «Smooth Criminal». Поскольку у лучших режиссеров графики были забиты на годы вперед, Пайк предложил Чилверса, который четко помнил свой приезд в Шато Мармонт. Там он получил звонок от Джексона.
Джексон изначально представлял видео продолжительностью 15 минут, подобное Триллеру, но обсуждения выявили его масштабные амбиции, которые значительно превышали это время. Чилверс предложил несколько концепций, включая просмотр классического фильма «Третий человек», так как Джексон надеялся передать эстетику гангстеров 1920-х-40-х, напоминающую Фреда Астера.
Одной из выдающихся особенностей, которую хотел включить Джексон, был культовый наклон, нарушающий закон гравитации, в танцевальной последовательности. Опираясь на свой опыт работы над Суперменом, Чилверс использовал пиано-провода, чтобы закрепить Джексона и танцоров во время выступления, эффективно зафиксировав их каблуки в специальной прорези на полу. По словам Чилверса, их возвращение в вертикальное положение включало перестановку, чтобы освободиться от опор — свидетельство находчивости, развитой в ходе предыдущих проектов. В итоге видео получило награду за лучшее видео года на британских музыкальных наградах.
Несмотря на свои значительные достижения, Чилверс оставался скромным, что проявлялось в его непринужденном внешнем виде с серебряной бородой и дружелюбным нравом. Его сотрудничество ставило его в компанию множества голливудских элит, включая постоянные ужины с Джексоном, которого Чилверс позже увековечил, назвав своего кота М. Дж. Строгие стандарты Джексона означали, что во время обеденных перерывов команда часто пересматривала отснятый материал, и Джексон настаивал на пересъемке всего, что не соответствовало его ожиданиям. Эта высокая степень внимания к деталям проявилась при создании «Лунного ходока» (1988), который Чилверс также снял и который потребовал два года на завершение из-за перфекционизма Джексона.
С другой стороны спектра находился Марлон Брандо, который сыграл отца Супермена. Чилверс вспоминал, как Брандо избегал заучивания своих реплик, полагаясь на стратегически расположенные шпаргалки по всему съемочному павильону. Драматические паузы Брандо часто совпадали с его необходимостью искать эти карточки в середине сцены, что удивляло Чилверса.
Непринужденный характер Чилверса можно объяснить его рабочим классом родом из Северного Лондона, где он родился в 1945 году. Его отец Корнелиус занимал местную должность в правительстве, а мать Кейт работала на фабрике. Проблемы его детства способствовали развитию его креативности; так как его родители часто были заняты долгими часами, Чилверс рано научился независимости, проводя выходные в кинотеатре и развивая любопытство.
Хотя профессиональные консультанты советовали Чилверсу рассмотреть карьеру в наборе текста или телефонной инженерии, он решил изучать промышленный дизайн в Хорнси колледже искусств. Прорыв в индустрию спецэффектов оказался сложным без контактов, что привело к осознанию, что членство в профсоюзе было необходимо, но требовалось предшествующее трудоустройство. В конечном итоге он получил должность стажера анимационного режиссера, работа которой была резко прервана, когда должность была обещана кому-то другому. Тем не менее, этот опыт позволил ему на короткое время встретиться с режиссером Стэнли Кубриком, который работал над 2001 год: Космическая одиссея.
В 1960-х и 70-х годах спецэффекты во многом полагались на традиционные методы, включающие камеры и оптические отпечатки, в резком контрасте с цифровыми методами, которые позже революционизировали эту сферу. Чилверс часто описывал свою роль как сочетание различных специализированных ремесел — плотничества, инженерии, сантехники и электричества.
На ранних этапах своей карьеры Чилверс работал над фильмами, такими как «Война Мерфи» (1971) с Питером О’Тулом, действие которого происходило в удаленном венесуэльском месте и сталкивалось с логистическими проблемами с поставками. Он также работал над неординарным проектом «200 мапетов», запечатлевая хаотичную жизнь рок-музыкантов с такими иконами, как Фрэнк Заппа и Ринго Старр.
Чилверс впервые взял на себя роль супервайзера спецэффектов для фильма «Инспектор Клиузо» (1968) и позже для рок-музыкала «Томми», работая с такими известными талантами, как Роджер Долтри и Тина Тёрнер. Его последующий проект, «Шоу ужасов Рокки», требовал творческого решения проблем в сложной локации без running воды.
Переехав в Канаду во время производства «Супермена II», Чилверс встретил свою будущую супругу во время съемок у Ниагарского водопада. В его последние годы он уделял время столярному делу, тем самым еще больше реализуя свое творчество. Наследие Чилверса продолжает жить, поскольку четверо его племянников также добились успеха в индустрии спецэффектов, внесли свой профессиональный вклад в такие фильмы, как «Гладиатор» и «Начало». Нил, один из его племянников, даже консультировался с Чилверсом во время работы над «Возвращением Супермена», восхищаясь инновационными техниками, использованными без цифровых улучшений.
Колин Чилверс, отмеченный наградам специальный супервайзер по эффектам и режиссер, родился в 1945 году и скончался 19 ноября 2024 года в возрасте 79 лет.