Дебютный фильм Клэр Данн стал настоящей сенсацией. Её картина «Herself», рассказывающая историю молодой матери из Дублина, вдохновившейся на создание собственного дома, была с энтузиазмом принята на кинофестивале Сандэнс в январе 2020 года. Критики высоко оценили фильм, назвав его одним из основных событий фестиваля, после чего Amazon быстро приобрела права на его стриминг. Данн, которая была соавтором сценария и сыграла главную роль, рассказала, что руководители Amazon упомянули его потенциал номинироваться на Оскар как за сценарий, так и за актёрское мастерство. Она выразила своё желание: «Наша цель заключалась в том, чтобы организовать театральный релиз с премьерными показами в США и Европе.»
Однако эти амбиции были подорваны, когда в следующем месяце пандемия привела к неопределённой отсрочке «Herself». Размышляя об этой упущенной возможности, Данн заметила: «Мы, возможно, никогда не узнаем, что могло бы быть. Мне пришлось отстраниться от ситуации, чтобы справиться с ней.» Тем не менее, она гордится тем, что фильм оказал значительное влияние на зрителей, когда он, наконец, стал доступен. Amazon выпустила «Herself» вместе с «пакетом поддержки», который включал ресурсы для людей, столкнувшихся с домашним насилием — центральной темой фильма — и рекомендации по самостоятельному строительству домов.
«В основе всего этого лежит моя цель как рассказчицы», делится Данн. «После того как ты посвятил годы проекту, выигрыш Оскара не является тем, что тебя мотивирует. Эта история имеет личное значение, и связь между рассказчиком и аудиторией — вот что в конечном итоге имеет значение.»
Встретившись с Данн в кафе в Дун-Лаогире, она обсуждает свой новый фильм «Kathleen Is Here» за укусами авокадо на тосте. Режиссёр Ива Биртисл рассказывает о Кэтлин (в исполнении Хейзл Дуп), 18-летней девушке, которая живёт одна в доме своей умершей матери. Данн играет роль Ди, соседки Кэтлин, а химия между двумя актрисами ярко передаёт дружбу, которая перерастает в тёмную одержимость.
«У Хейзл есть старая душа, которая перекликается со мной», замечает Данн, признаваясь, что была сильно тронута во время закрытого показа для актеров и команды. «Я почувствовала эмоциональную связь, не из-за своей игры, а из-за сути истории и исполнения Хейзл. Каждый персонаж наполнен тонкими сложностями. Мне понравилась теплотой Ди и её неожиданное путешествие.»
Сюжеты в «Kathleen Is Here» углубляются в темы горя, параллельно с ролью Данн Аманды Кинселлы в криминальной драме RTE «Kin». Там Кинселла переходит от окраин криминальной семьи Дублина к её внутреннему кругу после убийства своего сына. «Наверное, можно сказать, что я – «актриса горя», — с юмором замечает она. «Казалось бы, это моя сила.» Новому персонажу Данн пришлось разобраться с тем, как горе влияет на людей. «Горе возникает, когда ты меньше всего его ожидаешь. Тебе нужно понять, как продолжать и идти дальше, часто находя утешение в необычных формах.»
В настоящее время Данн переживает бурный период в своей карьере. В следующем месяце она появится вместе с Киллианом Мерфи в фильме «Small Things Like These», адаптации романа Клэр Киган о угольщике в 1980-х годах в Уэксфорде, который сталкивается с мрачной реальностью мадленских прачечных. В этом фильме Данн играет сестру Кармелу, которую она характеризует как злодейскую, но формируемую обстоятельствами вокруг неё. «Она заперта в рамках системы. Хотя и не является хорошим человеком, её поступки происходят из страха.» Данн считает этот рассказ отражением национальной травмы. Она вспоминает трогательный момент, когда смотрела «Сёстры Мадлен» с семьёй, отмечая, как зрители сидели в молчании после фильма, задумавшись над его серьёзной темой.
«Small Things Like These», продюсером которого также стал Мерфи, намерен оставить такой же след. Данн с ностальгией вспоминает свои связи с Мерфи и драматургом Эндой Уолшем, которые восходят к 2012 году, когда проходила постановка единственного спектакля Уолша «Misterman» в Лондоне. «Киллиан и я общались, и я просила его о совете в более ранние времена. Он – часть моего творческого круга.»
Биртисл, известная своей работой над «Bad Sisters», является единомышленником, который говорит со своим актёрским составом в «Kathleen Is Here» с позиции искреннего понимания. Данн ценит стремление Биртисл создавать собственные истории. «Это упрощает вещи, когда ты не ограничиваешь себя в определенных ролях и позволяешь своим творческим инстинктам вести тебя.»
С самого начала своей карьеры Данн приняла вызов создания оригинального контента. В 2010 году, до окончания учёбы в колледже, она поставила свою пьесу в Дублине. Она придаёт значение своему проактивному подходу, исходя из своего воспитания в многолюдной семье, а также участия в шекспировских постановках, созданных Филидой Ллойд, известной по «Mamma Mia!» и «Herself».
«Я была полна желания отправиться в это путешествие», заявляет Данн. «Я отказываюсь пассивно ждать сценариев от других. Разочарование по поводу повторяющихся архетипов персонажей побудило меня создать что-то оригинальное, чтобы рассказать истории, которые, как мне кажется, отсутствуют.»
Хотя «Herself» не получил широкого театрального релиза, который Данн ожидала, он открыл путь для её роли в «Kin», предложив женский взгляд на архетипы, напоминающие Уолтера Уайта и Майкла Корлеоне. «Изображение кого-то, проходящего такую трансформацию, оказалось настоящим приключением. Аманда – тактик, чей выдающийся интеллект и талант проявляются лишь после трагического события.»
«Kin» транслировался два сезона, но перспективы третьего сезона уменьшились, когда продюсерская компания подала на банкротство в 2023 году. Если это действительно станет концом её пути в шоу, Данн мирится с этим. «В конце второго сезона Аманда намекает на материнство. Это может указывать на завершение или начало нового матриархального пути. Я не уверена.»
Имея задействованность в «Kathleen Is Here», «Small Things Like These» и «Herself», очевидно, что Данн тянется к тяжёлым драмам, затрагивающим глубокие темы. «Я искренне чувствую необходимость исследовать более легкие роли», заявляет она, настоятельно добавляя: «Не забудьте это упомянуть!» В данный момент она пишет романтическую комедию в качестве противовеса, но при этом остаётся преданной сюжетам, затрагивающим социальные вопросы. Во время нашей встречи она только что вернулась из женской тюрьмы Нью-Холл в Западном Йоркшире, где она и Ллойд проводили мастер-классы, сосредоточенные на «Herself».
«Я участвовала в сессии вопросов и ответов с заключёнными. Они посмотрели фильм, задавали вопросы и брали у меня интервью. За последние два месяца они разработали театральное произведение в ответ на её историю.»
Такие инициативы перекликаются с темами возрождения в «Herself». Художественные стремления Данн постоянно направлены на предоставление возможности для побега, катарсиса и путей восстановления.
«Kathleen Is Here» в настоящее время идёт в кинотеатрах.