Спустя почти десять лет с момента завершения оригинального сериала Вольный холм, который закончился волнительной казнью Анны Болейн, сыгранной Клэр Фой, и счастливым ожиданием Генри VIII, которого играет Дэмиан Льюис, готовящегося жениться на своей третьей супруге, Джейн Сеймур, роль которой теперь исполняет Кейт Филлипс, история вновь возвращается на экраны. В этой шестисерийной программе, являющейся заключением адаптации на основе последней книги трилогии Хилари Мантел о Томасе Кромвеле, Филлипс выходит на передний план. С момента первого сезона она преобразилась из новичка в свои двадцатые в опытную актрису в своих тридцатых, сыграв заметные роли в таких проектах, как Война и мир, Корона и Острые козырьки, параллельно исполняя обязанности матери для своего трехлетнего сына. Филлипс признает, что возвращение к этой роли вызывает у нее чувство тревоги: ‘О, Боже, я напугана.’
Новый сериал искусно контрастирует свадебную сцену Джейн с мрачными моментами казни Анны. Филлипс размышляет о преимуществах использования своих искренних эмоций: ‘Это дар, когда вы можете скрываться за тем, что действительно чувствуете в данный момент.’
После выхода первого сезона историк Люси Уорсли заметила режиссеру Питеру Космински, что Филлипс ‘слишком красива’ для роли Джейн, в то время как исторически Джейн изображали с менее лестными чертами. Хотя Филлипс нашла это замечание несколько забавным, она пояснила: ‘Это наблюдение о том, что я просто не похожа на нее. Знаете, Дэмиан не крупный, подагрический человек. Интересно, какие комментарии были о его красоте?’
Джейн Сеймур на протяжении истории часто называли простой и скучной, а жены Генри сводили к уничижительным стереотипам. Элизабет Нортон, историк и автор книги Джейн Сеймур, истинная любовь Генри VIII, утверждает, что когда Джейн играет Филлипс, её персонаж открывает подлинную скрытую силу. ‘Когда вы начинаете снимать слои, вы видите эту тихую внутреннюю силу,’ говорит она.
Нортон подчеркивает, что брак с мужчиной, который только что казнил свою жену, несомненно, вызывает страх и подчинение в Джейн. ‘В отличие от супругов из других европейских королевских семей, английские жены не имеют могущественных родственников,’ объясняет она. ‘Если Генри решит казнить её, он может сделать это в тот же день.’
Филлипс полагает, что кажущаяся покорность Джейн была стратегическим выбором. ‘Она наблюдала за Катриной [Арагонской] и Анной Болейн в течение многих лет как одна из их фрейлин и прекрасно понимала, какой характер на самом деле привлекает Генри.’
Не все историки видят в Джейн лишь покорность. Нортон утверждает, что ее восход от скромного происхождения к роли королевы был значительным. ‘Она абсолютно наиболее неприметная из жён Генри и, вероятно, самая скромная женщина, когда-либо ставшая королевой Англии. Будучи королевой, она является одной из крупнейших землевладельцев в стране и настоящей ротвейлером, когда дело касается выявления арендаторов, которые не платят аренду.’
Джейн также получает поддержку от Томаса Кромвеля, советника Генри, которого в нарративе Мантел изображают как жестокого, но сочувствующего женщинам. ‘Он практически единственный мужчина при дворе, который способен понять женщин,’ отмечает Филлипс, подчеркивая уникальную перспективу, представленную в этой драме. Ее любимая сцена включает интимный обмен между Джейн и Кромвелем, где незиянные чувства нависают в воздухе.
Нортон вставляет замечание, что хотя Кромвель и славился тем, что хорошо ладит с женщинами, исторические данные свидетельствуют о том, что он не имел романтического интереса к Джейн.
Эта продукция продвигалась вперед после смерти Мантел, которая ушла из жизни в 2022 году, что стало шоком для команды. Писатель Питер Строуган рассказывает, что Мантел и ее муж готовились к новой главе в Ирландии в момент ее смерти.
Хотя Филлипс никогда не имела полноценного общения с Мантел, она выразила сожаление о том, что не воспользовалась возможностью пообщаться с писательницей более глубоко. В отличие от этого, Строуган имел привилегию тесно сотрудничать с Мантел, так как она отправляла ему части своего письма в процессе адаптации.
Строуган раскрыл, что Мантел глубоко интересовалась различиями между эрой Тюдоров и современным обществом, часто замечая интригующие аспекты этих отличий. Он проводит параллели между исторической политической динамикой и современными фигурами, предполагая, что оба сводят сложные политические ситуации к эмоциональным переживаниям.
Эта новая адаптация захватывает напряженность и опасности в мире Кромвеля, подчеркивая опасность маневрирования в дворе Генри VIII. Филлипс размышляет: ‘Вы действительно ощущаете, насколько опасно шагнуть в те комнаты. Почему кто-то вообще захочет пойти в суд? Я была бы очень счастлива жить пекарем где-то в красивом сельском сообществе.’
Темп сцен позволяет глубже погрузиться в нарратив, представляя такие взаимодействия, как одно между Кромвелем и Марией I, которая выражает свое сопротивление отцовским решениям. Филлипс отмечает: ‘Я никогда не видела здешней сцены на телевидении. Ваше отношение к экрану меняется, и вы просто расслабляетесь в этом мире.’
Хотя Джейн Сеймур окружена трагедией, она часто считается истинной любовью Генри. Нортон объясняет: ‘Генри — серийный моногamist — он всегда верит, что влюблен в своих жён. Но она не постоянный элемент в его жизни. Это только когда она рождает Эдварда — ее не уберут тогда.’
В конечном итоге, наследие Джейн отмечено как любовью, так и жертвой, поскольку она умирает вскоре после родов. Филлипс, которая недавно испытала материнство, вспомнила о Джейн во время собственных родов. Она размышляла о исторических вызовах, с которыми сталкивались женщины, выражая свое восхищение их стойкостью.
В заключение, Джейн представляется как сложная фигура. ‘Мне не нравится сравнивать Анну Болейн и Джейн Сеймур, потому что все это делают, но Джейн — это та, кто преуспевает,’ утверждает Нортон. ‘Она добивается этого ценой больших жертв, но никогда не падает.’ Более чем можно сказать о Кромвеле.
Вольный холм: Зеркало и свет премьера на BBC One и iPlayer 10 ноября в 21:00, новые эпизоды будут выходить еженедельно.