Изучение усилий Национальной галереи по сохранению искусств

Изучение усилий Национальной галереи по сохранению искусств Без рубрики

Узкая дверь, скрытая в проходе Национальной галереи, часто остается незамеченной, но она ведет в сложный лабиринт коридоров и крутых лестниц. Проходя контроль безопасности, я попадаю в зал, залитый солнечным светом, где хранится множество шедевров, ожидающих своего часа. Передо мной висит *Битва при Сан Романо* Паоло Уччелло, а справа можно увидеть *Мученичество Святого Себастьяна* братьев Поллайоло. Пространство также украшает *Мадонна с младенцем и святыми* Пармиджанино, а в соседней студии — *Купающиеся* Сезанна и *Филипп IV Испанский* Веласкеса. Здесь произведения искусства, которые обычно находятся в отдельных залах галереи, неожиданно сближаются, напоминая сборище старых друзей.

В студии консерваторы сидят на регулируемых стульях, позволяющих им достигать высот алтарных образов. Для работы с крупными картинами требуется строительные леса. Наблюдение за этими культовыми произведениями вне их рамок становится поразительно откровенным — это похоже на то, как поймать знакомого в незащищенный момент.

Сохранение — это тщательная работа по очистке, сохранению и иногда ремонту картин, и этот процесс продолжается в Национальной галерее. В этом году галерея отмечает свое 200-летие, и команда консерваторов усердно работает, чтобы подготовить коллекцию к грандиозной реинсталляции, которая состоится в следующем году. В ходе этой работы многие картины проходят обработку: от простой удаления пыли до более сложных ремонтов, включая удаление покрытий и обесцвеченного лака.

Роль реставраторов искусства приобрела значительное значение, особенно в свете того, что экозащитники все чаще нацеливаются на произведения искусства в крупных музеях. Национальная галерея не избежала подобных действий; имели место инциденты с приклеиванием к *Кормилу сена* Джона Констебля, бросанием томатным супом в *Подсолнухи* Ван Гога и вандализмом по отношению к *Венере* Веласкеса. На данный момент два из возникающих исков все еще находятся в ожидании.

Меня приветствует Ларри Кис, глава отдела сохранения галереи. Стены офиса обвешаны книгами, в то время как рядом выставлены различные образцы лака. К нам присоединяется консерватор Бритта Нью, которая недавно завершила значительную реставрацию *Суда Параса*Rubens.

Реставрация часто вызывает общественное внимание, особенно когда происходят неприятности — как, например, печально известная подделка *Крысиного Христа* любителем-реставратором Сесилии Гименес в Испании. Однако профессионалы используют утонченный баланс ремесла, исследования и химии в своей работе. Кис отмечает: «Для чистого ученого то, о чем мы говорим, довольно элементарно — то, что они назвали бы ‘кухонной химией’.”

Несмотря на простоту самой химии, применение ее может быть сложным. Эффективный консерватор должен проявлять проницательность и обладать глубоким пониманием исторического контекста, чтобы ориентироваться в слоях истории картины.

Бритта Нью, консерватор Национальной галереи, усердно работает

Кис заявляет: «Мнения разнятся касательно качества ретуши; исторически реставраторы часто были самими художниками.” Каждая реставрация подобна редактированию текста, а прошлые усилия, особенно в викторианскую эпоху, склонялись к тому, чтобы быть более широкими и интерпретационными.

Перед тем как консерватор проведет любые работы по ретуши, произведение искусства проходит лабораторный анализ, включая инфракрасную рефлектантную спектроскопию и рентгеновскую флуоресценцию. Этот анализ может выявить изменения, внесенные художником и предыдущими реставраторами, раскрывая детали, утерянные с течением времени.

Только после тщательного обследования и представления плана лечения может начаться процесс очистки. Первоначально удаляются слои пожелтевшего лака. Нью объясняет, как годы грязи могут затушевать истинные цвета и объем картины, подчеркивая, что пожелтевший лак уменьшает как ясность, так и яркость произведения.

Я предполагал, что реставраторы будут пытаться воссоздать исторические пигменты, но Кис уточняет, что, хотя прошлые реставраторы использовали масляные краски для подкрашивания, они со временем темнеют. Поэтому современные консерваторы в основном используют синтетические пигменты, которые стабильны и обратимы, чтобы гарантировать возможность удаления любых ретушей в будущем без ущерба для оригинального произведения.

«Наш подход имитирует традиционные техники, но всегда оставляет слой лака под любым новым слоем,» объясняет Нью. Это позволяет будущим консерваторам удалять любые современные дополнения без повреждения оригинальной картины.

«Большинство музеев теперь придерживаются философии, согласно которой ретуши должны оставаться невидимыми для зрителя,» добавляет Кис, отмечая, что вся такая работа документируется и бывает обнаружена только под ультрафиолетовым светом. Цель состоит не в том, чтобы привлечь внимание к реставрации, а в том, чтобы сохранить целостность оригинального произведения.

Деталь из *Суда Параса* Рубенса. Слева: рентгеновская флуоресценция показывает предшествующие изменения, внесенные в оригинал Рубенса — он был перекрашен справа, чтобы показать Параса, предлагающего золотое яблоко.

Для сложных задач, связанных с детальными ранне-нидерландскими произведениями, консерваторы могут использовать увеличительные стекла. Однако хороший консерватор всегда сохраняет перспективу и работает в вертикальном положении. Кис рассказывает о сложной реставрации, где картина была настолько большой, что ее нельзя было установить в вертикальном положении в студии, что потребовало акробатических навыков во время работы.

Реставрация картины Рубенса раскрывает сложный нарратив: предыдущие реставраторы интерпретировали оригинальные элементы, меняя его сюжет. Произведение повествует о моменте, в котором Парас выбирает самую прекрасную богиню, однако прошлые вмешательства разбавили его чувственность, изменив изображение.

Реставраторы теперь стремятся осторожно вернуть эти изменения, раскрывая аспекты, такие как озорные путти, первоначально присутствующие в композиции. Некоторые детали, однако, остаются неуловимыми, проявляясь только как еле заметные остатки, видимые через внимательное наблюдение.

Хотя сохранение в Национальной галерее обычно происходит за кулисами, общественный интерес к реставрации остается постоянным. В последнее время музей Боуза в Барнард-Касле продемонстрировал процесс сохранения картины Каналетто на глазах у посетителей, которые наблюдали, как произведение было осторожно укорочено для необходимого обслуживания.

Заново открытая Аллегорическая картина двух дам

Те, кто отвечает за чистоту в музеях, используют специализированные инструменты, такие как мини-пылесос для удаления пыли вокруг рам и произведения искусства, а также бархатные ткани для уборки. Очистка стеклянных поверхностей осуществляется с помощью легких уксусных растворов.

Не каждый музей имеет собственных консерваторов, что приводит к партнерствам, как, например, между Комптоном Верни и Центром британского искусства Йеля для реставрации *Аллегорической картины двух дам*. Джесика Дэвид, старший консерватор в Йеле, сообщает, что работа потребовала устранения толстого, обесцвеченного лака и повреждений от воды, с особым вниманием к восстановлению нюансов, связанных с изображением волос и кожи женской фигуры.

По мере развития практики сохранения Кис размышляет о эмоциональном грузопонимания, которое приходит при известии о том, что картина подверглась нападению со стороны протестующих. В момент размышления он говорит: «Это никогда не вина картины.»

Какое произведение искусства в Национальной галерее вас больше всего увлекает? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.

Оцените статью
Добавить комментарий