Книга Уве Ноймера «Замок писателей: Репортаж об истории в Нюрнберге» погружает читателя в сложные эмоции и реакции журналистов, освещавших исторические Нюрнбергские процессы.
В ноябре 1945 года послевоенная Германия была тенью своей прежней жизни, Нюрнберг же превратился из места нацистских митингов в сцену одного из самых значительных судебных процессов в истории. Побежденный город демонстрировал признаки разрушения, а обедневшие семьи изо всех сил пытались получить хотя бы базовые средства к существованию.
Вилли Брандт, который позже станет канцлером Западной Германии, описывал этот сюрреалистический пейзаж для норвежского издания, называя его «призрачным сном», который висел между сном и бодрствованием.
Целью процессов было привлечь нацистских лидеров к ответственности за их преступления против мира, человечности и войны. Этот ключевой момент считался основой для нового мирового порядка, основанного на праве и демократии, однако многие журналисты с нудом воспринимали происходящее. Ребекка Уэст, известная журналистка The New Yorker, famously remarked that the trial could be summed up with a «yawn.» А другие корреспонденты выражали аналогичные чувства безразличия по мере того, как процесс разворачивался.
На фоне серьезных обвинений некоторые журналисты сравнивали заседания с обыденными событиями; Леви Шалитан назвал процесс «процессом жевательной резинки». Непрерывное жевание резинки подсудимыми и охранниками стало метафорой монотонного характера самого процесса.
Присутствие СМИ на трибуналах было огромным, в нем участвовали опытные военные корреспонденты и литературные деятели, которые на протяжении шести лет были свидетелями ужасов войны. Однако юридические сложности процесса и папки с документами резко контрастировали с драматическими событиями, которые они освещали ранее, оставляя многих в ощущении отчуждения.
Некоторые журналисты были скептично настроены по поводу потенциала процесса в обеспечении эпохи глобального мира. Австралийский репортер Осмар Уайт выразил сомнение, предположив, что предыдущие казни не смогли предотвратить будущие atrocities. Его размышления поднимают вопросы о долговечном влиянии процессов.
Исследование Ноймера предлагает свежий взгляд на этот период, опираясь на вновь обнаруженные архивы и различные журналистские материалы, от отчетов до карикатур. Наратив показывает, что процесс был далеко не скучным.
Разнообразная группа писателей в Нюрнберге включала таких известных деятелей, как Уолтер Липпман, Марта Геллхорн и братья Манн, создавая богатую палитру взглядов на процесс.
Члены прессы были размещены в реконструированном замке, который некоторые описывали как эстетически непривлекательное место. Несмотря на неудобства, эта уникальная журналистская община стала центром новостной отчетности.
Атмосфера процесса была дополнительно усложнена использованием алкоголя и личными отношениями среди репортеров, многие из которых искали способ сбежать от тяжести происходящего. Празднования в замке нередко сопровождались пьяным танцем и неверностью.
Присутствие нацистских подсудимых, таких как Герман Гёринг и Рудольф Гесс, привлекало внимание журналистов, стремившихся запечатлеть их реакции и поведение во время процесса. Гёринг, в частности, привлекал много внимания и был рассмотрен с различных точек зрения, что выявило смесь увлечения и отвращения.
Различия в том, как писатели изображали Гёринга, подчеркивают проблемы, с которыми они сталкивались, пытаясь осветить такую сложную ситуацию. Их противоречивые мнения подчеркивают основную тему книги: язык часто оказывается недостаточным для передачи всей значимости истории.
Когда процессы приближались к своему завершению в октябре 1946 года, размышления о природе зла и понимания оставались среди присутствующих в Нюрнберге. Некоторые считали, что зло противится пониманию, оставляя наследие процессов открытым для интерпретаций. Работа Ноймера завершается провокационной нотой, сталкивая читателей с неразрешенными вопросами о событиях и их последствиях.