Бабур, центральноазиатский завоеватель, основавший Mughal Empire в Дели в 1526 году, имел довольно мрачное представление о Хиндустане. В своих мемуарах он выражал чувство разочарования, утверждая: «Хиндустан — страна немногих прелестей. Его жители лишены красоты; здесь мало общественного взаимодействия, а творчества почти нет.» Его яркие описания отражают жизнь, полную пьянства и насилия, где он совершал жестокие акты против своих врагов среди запоев.
Несмотря на критику Бабура, его преемники были менее подавлены. Его сын, Хумаюн, столкнулся с трудностями, включая изгнание с трона, но смог вернуть его с помощью персов, хотя его правление трагически прервалось из-за падения в библиотеке в 1556 году.
С восхождением Акбара могольская империя начала расцветать. В возрасте всего 13 лет он вступил на 50-летнее правление, которое стало свидетелем консолидации власти над Северной Индией. Изначально руководствуясь персидскими советниками, правление Акбара превратилось в динамичное сочетание дипломатии и культурного обмена, которое, среди прочего, включало формирование альянсов через брак с раджпутскими принцами, и, по слухам, его гарем насчитывал до 5000 жен. Этот период стал золотым веком для искусств, способствуя творчеству и культурному синтезу.
9 ноября в Музее Виктории и Альберта открывается выставка «Великие Моголы: Искусство, Архитектура и Роскошь», углубляющаяся в этот яркий, космополитический период, охватывающий примерно столетие с правления Акбара до его упадка в 1658 году.
Хотя императоры моголов исповедовали ислам, они проявляли прагматичный подход к преимущественно индуистскому населению, что привело к уникальному стилю моголов. Этот художественный синтез состоял из вклада индуистских мастеров, которые учились у своих мусульманских коллег, включая каллиграфов и поэтов из Ирана. Одним из примечательных проектов той эпохи был роскошный экземпляр Хамзанамы, демонстрирующий героические истории о Хамзе.
Выставка демонстрирует великолепные произведения, такие как яркая иллюстрация гигантского Зумруд Шаха, бегущего от своих врагов, изображенных на волшебных летающих урнах. Эти шедевры, наряду со многими другими из могольской эпохи, являются частью впечатляющей коллекции V&A, в значительной степени благодаря Каспару Пурдону Кларку, первому куратору его индийского раздела, который приобрел множество ценных произведений искусства в Кашмире в конце 19 века.
Западные контакты с моголами усилились после завоевания Гуджарата Акбаром в 1572 году, во время которого он пригласил иезуитскую миссию в Фатехпур-Сикри. Это взаимодействие позволило индийским художникам воспринять влияние европейских техник, включая восприятие глубины, даже несмотря на то, что они сохранили свои характерные стили.
Следующий примечательный правитель моголов, Джахангир, известный как «завоеватель мира», стремился к величию как в управлении, так и в досуге. При его правлении богатство империи росло, позволяя ему позволить себе роскошный образ жизни, охоту на огромное количество животных и чрезмерное употребление алкоголя. Тем не менее, несмотря на свои излишества, этот период ознаменовал начало устойчивого контакта между Англией и могольской империей, кульминацией которого стал визит Томаса Роу, первого британского посла, который presentó подарки и вел дипломатию за общими трапезами.
После Джахангира на трон восходил Шах-Джахан, который наиболее запомнился своими роскошными архитектурными достижениями, включая знаковый Тадж-Махал, построенный в память о его любимой жене Мустац Махал, скончавшейся после родов. Правление Шах-Джахана также было отмечено семейными конфликтами, так как он стал жертвой амбиций собственного сына, что привело к его заключению в 1658 году.
Могольская империя достигла своего апогея при Шах-Джахане, однако давление со стороны восставших сил, включая маратхов и внешние факторы, такие как Надир Шах из Персии, начало её размывать. Последующий век ознаменовался расширением влияния Ост-Индийской компании, что culminates в значительных событиях Индийского восстания 1857 года, приведших к падению Бахадура Шаха Зафара — последнего могола, его изгнание ознаменовало конец эпохи.
Во время правления моголов существовала сложная налоговая система, использующая в основном покорное крестьянское население, в основном состоящее из индуистов, разделенных по кастам. Эта экономическая структура способствовала процветанию ювелирных артефактов 16 и 17 веков, некоторые из которых представлены на этой выставке, включая сложные церемониальные предметы, изготовленные из драгоценных материалов.
Хотя художественное наследие могольской империи продолжает жить, современные политические контексты усложняют его восприятие. Современные лидеры часто акцентируют националистические чувства, которые бросают вызов историческим нарративам о исламском влиянии на Индию. Недавнее разрушение исторических памятников иллюстрирует эту напряженность. Как показывает выставка V&A, могольское наследие Индии остается устойчивым, напоминая нам, что попытки стереть историю часто тщетны.
Присоединяйтесь к нам на открытие выставки «Великие Моголы: Искусство, Архитектура и Роскошь» в Музее Виктории и Альберта, Лондон, 9 ноября.