На эффектном автопортрете 1902 года Гвен Джон смотрит на нас с уверенным выражением, её губы плотно сжаты, а голова слегка наклонена. Её каштановые волосы аккуратно собраны в bun, а на неё надета яркая малиновая блузка, дополненная бархатным воротником, подчеркивающая изящную родинку у основания её вытянутой шеи. Её брат, Огастус Джон — ласково называемый Гасом — также начал свой автопортрет в том году, и у него такие же выразительные миндалевидные глаза и выдающийся нос, но он выглядит совершенно иначе; его свободная белая рубашка и небрежно завитая борода излучают богемный шарм.
Джудит Маккрелл подчеркивает эту динамику в своей увлекательной биографии британских художников-сиблингов, подробно рассказывая о том, как их пути пересекались и расходились на протяжении многих лет среди любовных интриг, художественных стремлений и конфликтов. Несмотря на их различия в темпераменте и амбициях — Огастус был более экстравагантным, а подход Гвен более сдержанным — Маккрелл исследует внутреннюю связь, которая объединила их: общие переживания, дружбы, творческие влияния и сложные эмоции соперничества и поддержки, которые они испытывали друг к другу.
Их повествование охватывает время от рождения Гвен в 1876 году до смерти Гаса в 1961 году, документируя его стремительное восхождение к славе на фоне её медленного развития как художницы. Их контрастирующие персоны становятся явными: пока Огастус стремился к славе и жил роскошно, Гвен приняла более скромное существование, однако оба были глубоко сформированы своим детством. Утрата матери, Августы, и несоответствующее родительское внимание отца оставили неизгладимый след и подтолкнули их к искусству как средству побега. В 1894 году Гас покинул их родной город на побережье Уэльса для престижной Школы Слейд в Лондоне. Спустя год Гвен получила разрешение от отца присоединиться к нему. Пока Огастус искал свой голос как художник, Гвен тянулась к тихим домашним сценам, характерным для произведений голландских мастеров 17 века. Их жизненные условия на 21 Фитцрой Стрит, переоборудованном борделе, были шумными и хаотичными, резко контрастируя с тихими художественными замыслами Гвен.
Именно в Слейд круг общения Гвен расширился, она завела дружбы, включая одну с независимой Идой Нэттлшип, которая позже вышла замуж за Гаса, что еще больше усложнило их отношения. Когда Гвен встретила очаровательную Дороти Макинн, она инстинктивно дистансировала её от Гаса, предвидя его хищный интерес. Однако арт-сообщество было тесным, и вскоре Огастус пригласил Дороти позировать для него, ласково переименовав её в Дорелию.
Отношения Гаса были нетрадиционными; он имел тройной брак с Идой и Дорелией, став отцом девяти детей, и по слухам, принимал участие в многочисленных внебрачных связях. В отличие от него, Гвен была более избирательна в своих романтических встречах. Несмотря на то что она испытывала сильные страсти к мужчинам и женщинам, её желания чаще тяготели к величию, нежели к домашнему уюту. Особенно стоит отметить её десятилетний роман с известным скульптором Огюстом Роденом, начавшийся, когда она стала его моделью в Париже в 1904 году. Роден, на 36 лет её старше, был озадачен и раздражён её пламенной преданностью, что лишь усилило её привязанность к нему.
Несмотря на то что в повествовании есть моменты, когда интенсивность отношений Гвен и Родена угасает, Маккрелл показывает, как её художественная решимость параллельно развивалась с романтическими трудностями. К 1910 году их бурные отношения изменили карьеру Гвен; при поддержке нового покровителя Джона Куина она полностью переключилась с моделирования на живопись.
Маккрелл отмечает, что хотя Куин обеспечил Гвен финансовую стабильность, Гас поддался своей расточительной жизни, скатившись в алкоголизм и поверхностную работу, чтобы оплатить свои счета. К концу 1920-х годов Гас столкнулся с конфликтом идентичности, осознав, что стал именно тем художником, которого долго презирал — простым «художником на заказ», оставляя свою семью справляться с его неустойчивым настроением и частыми отъездами в Лондон.
В начале 20 века печальная известность поведения Огастуса захватывала, тогда как после его смерти в 83 года в 1961 году, анализ его работ привёл к дебатам о их ценности, ставя под сомнение, не является ли его гениальность лишь иллюзией. На фоне этого, вклад Гвен, который начал получать признание ещё до её смерти, к моменту совместной ретроспективы в Тейт Британи в 2004 году перекрыл его.
Несмотря на соперничество между сиблингами, Маккрелл тщательно изображает обе фигуры: Огастуса, flawed yet caring figure, который поддерживал художественный путь Гвен; Гвен, хотя и добродетельная, демонстрировала склонность к самоувлечению, её критика была так же остра, как и её инсайты. Они оба разделяли любовь к красоте и сражались с собственными демонами. Как однажды заметила Ида, выпустившись из Слейд в 1898 году, Джоны оставили неизгладимый след: «Эти Джоны, которые вы знаете, имеют власть, которая никогда не прекращается — и тоска всегда остаётся на их месте, когда они отсутствуют.» В конечном счёте, это повествование не является соперничеством, но ясно, что художественное наследие Гвен сохраняется, глядя на нас своим непоколебимым взглядом.
Узнайте больше о художественных жизнях Гвен и Огастуса Джонов в книге Джудит Маккрелл «Художники, Сиблинги, Визионеры: Жизни и Любви Гвен и Огастуса Джонов.»