Исследование наследия Вагнера: Влияние антисемитизма в Ванфриде

Исследование наследия Вагнера: Влияние антисемитизма в Ванфриде Без рубрики

Лонгборо, уютно расположившийся в живописных Котсволдах, хорошо известен как место, где отмечаются выдающиеся музыкальные произведения Рихарда Вагнера. Здесь статуя почитаемого немецкого композитора возвышается над менее известными фигурами, такими как Моцарт и Верди. Вагнер, известный своим грандиозным эго, несомненно, наслаждался бы таким пейзажем.

Однако этим летом фестиваль ставит под сомнение наследие Вагнера с новым спектаклем под названием Ванфрид: Рождение культа Вагнера, созданным израильским композитором Авнером Дорманом. После его дебюта в Германии в 2017 году, эта опера впервые будет показана в Великобритании под руководством Полли Грэм, чей отец, Мартин, основал Лонгборо и скончался в апреле.

Перед началом репетиций я беседовал с Дорманом о том, чего ожидать зрителям от этого произведения. Он объяснил: «Зрители смогут понять динамику семейства Вагнеров после смерти композитора и что значит быть „вагнерами“ в Германии». Дорман добавил: «Многие знают о связи между Вагнером и нацистами, а также Вагнером и Гитлером. Эта опера тщательно исследует эти отношения: какая истинная связь?

Черно-белая фотография Адольфа Гитлера с Винифред Вагнер, Вольфгангом Вагнером, Виландом Вагнером и другими.

Темы, исследуемые в этой опере, обширны и требуют глубокого анализа — задача, уже привлекшая внимание множества ученых. Однако повествование Дормана создано так, чтобы быть увлекательным, а не чисто академическим. Он описывает оперу как использующую стиль «театра абсурда»: отказ от традиции Вагнера мифического героизма в пользу раскрытия персонажей к критике, даже насмешке.

Семья Вагнеров, тесно связанная с домом, основанным Вагнером в Байройте, известным как Ванфрид (что переводится как «свобода от заблуждения»), состояла из разнообразных и противоречивых личностей. Косима Вагнер, жена Рихарда, часто критикуется за то, что после его смерти в 1883 году омрачила его наследие своими консервативными политическими и художественными взглядами; она прожила до 1930 года. Кроме того, был Хьюстон Чемберлен, который женился на незаконнорожденной дочери Вагнера, Эве, и был известен своим ярым антисемитизмом, который привлек внимание struggling artist по имени Адольф Гитлер. Не следует забывать и Германа Леви, дирижера, избранного Вагнером для своего последнего произведения, который, несмотря на свои заслуги, столкнулся с значительной предвзятостью со стороны круга Вагнера. В произведении Дормана он подвергается крикам «Еврей, еврей, еврей!»

Фото Рихарда Вагнера, немецкого композитора.

Подобные сцены вызвали значительные обсуждения во время премьеры оперы. Дорман вспоминает некоторые реакции: «Некоторые считали это слишком графичным и хотели бы стереть это. Но я настаивал на том, что не можем это сгладить». Обладая личной семейной историей, включающей побег его бабушки из Германии на Киндертранспорте, Дорман рассказал о ее опыте притеснений на улицах с криками: «Юд, Юд, Юд».

На вопрос, могут ли какие-либо члены семьи Вагнера, последовавшие за композитором, считаться добродетельными, он ответил: «Это сложный вопрос. Сочувствие можно, безусловно, отнести к Фиди [Зигфрида], сыну Вагнера, вероятно, гею и носившему бремя ожиданий, связанных с руководством фестивалем в Байройте и становлением выдающимся композитором, чего он так и не достиг».

Хотя опера представляет собой мрачное изображение своих персонажей, Дорман и его коллеги стремятся углубить наше понимание того, как память о Вагнере искажалась на протяжении времени. Несомненно, антисемитские взгляды Вагнера, выразительно сформулированные в его эссе Иудаизм в музыке, которое он, как известно, опубликовал снова в 1869 году. Повествование Дормана иллюстрирует вхождение Чемберлена в семью Вагнеров и тревожные политические и расовые идеологии, которые, возможно, беспокоили самого Вагнера.

«Версия Вагнера, сформированная как его поклонниками, так и нацистами, значительно отклоняется от истинной сущности человека», — заявил Дорман. Он считает, что такие упрощенные характеристики углубили разделения: «Обсуждения, касающиеся Вагнера, должны быть информированными и тонкими. Мы не должны впадать в крайности, безкритично восхваляя его или настаивая на бойкоте его произведений и всех, кто их исполняет».

Авнер Дорман, композитор оперы Кундри.

Дорман связывает этот сложный дискурс со своим воспитанием в Израиле, месте, где исполнение Вагнера остается неофициальным табу. Он вспоминает противоречивое исполнение Тристана и Изольды Даниэлем Баренбоймом в 2001 году, которое мэр Иерусалима осудил как «высокомерное и неприемлемое». Несмотря на то, что многие израильтяне используют немецкие товары, связанные с нацистским режимом, Вагнер по-прежнему в основном воспринимается негативно в Израиле.

Происходя из Тель-Авива, Дорман описывает свое детство как сформированное «очень немецким домом». Хотя он погрузился в музыку Шуберта и Баха, он отмечает, что произведения Вагнера были заметно отсутствующи, создавая уникальный конфликт идентичности израильско-немецко-еврейской. «Создание этой оперы было путешествием для исследования того, как эти различные аспекты могут сосуществовать. Возможно, у меня нет всех ответов, но моё понимание значительно углубилось», — поделился он, рассказывая о реакции своей бабушки, когда он сообщил ей о своей премьере в Германии: «Она спросила: „Почему ты вообще хочешь, чтобы нашу музыку исполняли в Германии? Почему ты хочешь что-либо им давать?“

Дорман резко подчеркивает, что темы, с которыми он начал бороться в 2013 году, стали актуальными в современном обществе. «Я никогда не думал, что антисемитизм и связанные с ним тропы из оперы станут распространенными в социальных сетях, проявляясь у тех, кто считает, что выступает за прогресс. Ужасно видеть это возвращение».

Раскрытие противоречивой истории семьи Вагнеров может ещё послужить просвещающим призывом к действию. «Многие не осведомлены о постоянстве антисемитизма», — заметил Дорман. «Возможно, работа, сосредоточенная на корнях антисемитизма более чем столетней давности, сможет пролить свет на эту продолжающуюся проблему».

Ванфрид: Рождение культа Вагнера будет исполняться на фестивале оперы Лонгборо в Глостершире, начиная с 27 мая.

Оцените статью
Добавить комментарий