Гидон Кремер: «Я поклялся больше никогда не выступать в России»

Гидон Кремер: «Я поклялся больше никогда не выступать в России» Без рубрики

«Не хочу хвастаться именами», — признает скрипач Гидон Кремер, хотя его широкие связи в мире классической музыки охватывают более пятидесяти лет культурной истории. Он упоминает пианистку Марту Аргерих, свою соавтора в полном цикле сонат Бетховена, и выделяет влияние своего наставника, легендарного советского скрипача Давида Ойстраха, а также современных композиторов, таких как Арво Пярт и София Губайдулина, которые написали для него свои произведения.

В воспоминаниях Кремера также появляется Герберт фон Караян. В 1975 году, получив разрешение покинуть Советский Союз для дебюта в Лондоне с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Андре Превина, Кремер столкнулся с разочаровывающим отзывом критика из «Таймс». Концерт, в котором звучал Концерт для скрипки Брамса, был охарактеризован как «напряженный и неравномерный», что расстроило Кремера. «Это было обидно, потому что концерт был важным. Но, к счастью, Караян был на концерте и впоследствии пригласил меня записать Брамса с ним. У него было иное впечатление о моем выступлении», — размышляет Кремер.

В возрасте 77 лет Кремер осознает важность более широкого взгляда на жизнь. «Хотя критика изначально задевала меня, сейчас она уже не трогает. Я следовал своим путем, несмотря на различные отзывы на протяжении всей своей карьеры. Я горжусь тем, что развил свой уникальный голос и репертуар». Кремер не стремится к традиционным концертам; скорее, он часто выбирает более нестандартный музыкальный путь.

Большинство скрипачей на месте Кремера уже ушли на пенсию, и эта тема немного смущает его в нашем разговоре в Лейпциге, где он делает перерыв на репетицию. «Всего десять лет назад кто-то спрашивал, последую ли я примеру Яши Хейфеца и прекращу играть в 73 года. Теперь, приближаясь к 78, я отказываюсь следовать этому примеру. Пока я ощущаю, что все еще могу вносить вклад, я буду выступать», — заявляет он с легким налетом игривости. «У меня есть обязательства перед определенными композиторами, и эта преданность помогает мне оставаться молодым и немного наивным».

Герберт фон Караян и Кремер записали Концерт для скрипки Брамса вместе в 1976 году

На этой неделе любовь Кремера к композитору Мечиславу Вайнбергу приводит его в Лондон для участия в мощном концерте Лондонского филармонического оркестра под названием «Темное столетие». В этом проекте представлены произведения композиторов, которым пришлось столкнуться с травмирующими историческими событиями. Кремер исполнит Концерт для скрипки Вайнберга, а также «Выживший из Варшавы» Шенберга, который касается трагической ликвидации варшавского гетто, и симфонию «Бабий Яр» Шостаковича, посвященную массовому убийству евреев в Киеве во время Холокоста.

Вайнберг, который сбежал из Польши от нацистов, но потерял свою семью во время Холокоста, столкнулся с серьезным антисемитизмом в сталинской России, что привело к его аресту в 1953 году — испытанию, из которого он был освобожден благодаря Ойстраху. Кремер подчеркивает, что Концерт для скрипки Вайнберга 1959 года, ставший важной частью его выступлений, передает тени прошлых ужасов. Финал, объясняет он, вдохновлен частными письмами Шостаковича, в которых описывался советский уличный митинг, олицетворяя борьбу за существование под давлением и лицемерием.

Кремер признается, что в начале своей карьеры он считал музыку Вайнберга слишком традиционной для своих авангардных склонностей. «Теперь я рад отправиться в путешествие по открытию такого значимого голоса в музыке XX века. Он заслуживает признания. Шостакович, который был дорогим другом, безусловно, был бы рад видеть, что музыка Вайнберга снова ценится», — говорит он.

Кремер делится личной связью с этим нарративом; его отец, также скрипач из Риги, выжил во время нацистской оккупации, потеряв при этом множество членов семьи, история, которая резонирует с опытом Вайнберга. В общей сложности тридцать пять родственников погибли в рижском гетто. Кремер отмечает, что его отец испытал подобную утрату, как и Вайнберг, потеряв первую жену и ребенка. «Времени этого концерта ЛПО особенно уместен, так как тени нашего прошлого все еще стоят в настоящем», — размышляет он.

Мечислав Вайнберг, чей Концерт для скрипки стал краеугольным камнем репертуара Кремера

Вспоминая свое воспитание, Кремер говорит о давлении, связанного с жизнью «второй жизни моего отца» после Холокоста. Он признает бремя ожиданий, связанные с тем, что он — сын выжившего. «Все мои члены семьи были музыкантами, и хотя у меня были свои амбиции, я также чувствовал необходимость соответствовать этим ожиданиям. Я помню строгий график практики моего отца, который он устанавливал так: я мог играть что угодно только после того, как отработаю пять или шесть часов», — вспоминает он.

Кремер оглядывается на эти переживания с благодарностью и нюансами. «Я ценю преданность и терпение моего отца, даже если это время было для меня тяжелым. Однако я осознал, что накладывать такое давление на моих дочерей не обязательно; возможно, поэтому они выбрали другие пути — одна стала фотографом, а другая — журналистом».

Будучи страстным педагогом, Кремер в 1997 году создал «Кремерату Балтику», обучая молодых музыкантов из Балтийских стран, несмотря на финансовые затруднения. Он осознает тонкую грань между мотивацией и ненужным стрессом в наставничестве. «Если я высказываю критику, я беспокоюсь, что это может отрицательно сказаться на их психическом состоянии, хотя я понимаю, что заниматься музыкой по своей сути требует жертв», — признается он.

С учетом текущей геополитической обстановки Кремер выражает беспокойство по поводу западной наивности в отношении намерений России. «К сожалению, это не только прошлое — это продолжающаяся проблема», — отмечает он, подчеркивая, что с началом войны в Украине он решил больше никогда не выступать в России. «Раньше у меня было преданное место на российских концертах, но с началом войны я не могу поступиться своими принципами».

Кремер выступает с Кремератой Балтикой в Берлине в 2016 году

Если бы поступило приглашение выступить в Израиле, Кремер признается, что он бы колебался. «Дело не только в страхе, но и в моей необходимости разобраться с отношением к местной политике. У меня много сторонников в Израиле, и я сочувствую тем, кто страдает от недавних несправедливостей, включая недавние атаки на израильских футбольных фанатов в Амстердаме. Справедливость — моя главная забота», — уточняет он.

Он признает сложность в проведении этических различий в таких сценариях. Однако, вдохновленный знаменитым виолончелистом и дирижером Мстиславом Ростроповичем, Кремер подчеркивает важность моральной смелости. Он вспоминает, как Ростропович столкнулся с критикой за поддержку Солженицына, на что он просто ответил: «Они могут делать что угодно, но теперь я могу спать спокойно, потому что занял позицию».

«Хотя я бы не стал просить всех выходить на улицы или рисковать тюрьмой, осознание безжалостной реальности, с которой мы сталкиваемся, крайне важно. Музыка Шостаковича и Вайнберга служит напоминанием о тех темных силах в мире», — заключает Кремер. Кремер выступит с Лондонским филармоническим оркестром 27 ноября в Королевском фестивальном зале.

Оцените статью
Добавить комментарий