С Элиссон Стедман связаны две яркие личности. Первая — сама Стедман, прибывшая в северный Лондон для фотосессии, миниатюрная фигура, явно удивлённая громкой диско-музыкой, звучащей из динамиков в туалетной зоне. «Как громко!» — замечает она тихим голосом с едва уловимым ливерпульским акцентом. «Почему? Это ужасно!»
Вторая личность — это Стедман, которую знают зрители, яркие персонажи, которых она прекрасно изображала на протяжении многих лет. Как описывает её бывший муж и видный коллега, режиссёр Майк Ли, эти персонажи часто бывают «раздутыми» или «пышными женщинами». Каждое поколение помнит её культовые роли, начиная с пригородной социальной взлётки Беверли из новаторской пьесы 1977 года «Вечеринка Абигейл», известной своей незабываемой фразой: «Лоренс, мы не здесь, чтобы вести разговоры, мы здесь, чтобы наслаждаться.»
В 1989 году она сыграла Джейн, убедившую свою соседку Ширли Валентайн сбежать в Грецию. Позже она запомнилась как настойчивая миссис Беннет в любимой адаптации BBC «Гордость и предубеждение» 1995 года, а совсем недавно — как обаятельная мать Пэм из ситкома BBC «Гэвин и Стейси», которая часто «незаметно» похищала ветчину из холодильника, несмотря на заявление о вегетарианстве.
«Пышная? Раздутая? Надеюсь, что нет,» — смеется Стедман, отмахиваясь от описания Ли в ходе нашего разговора, дразня: «О чем ты говоришь, дорогой?»
Тем не менее, универсальность Стедман выходит за рамки этих типов персонажей. Она имеет премию Оливье за свою работу в «Восхождении и падении Маленького Голоса» и была дважды номинирована на БАФТУ за свои выдающиеся роли в «Поющее детективе» и «Жирных друзьях», а также получала ОBE за свои достижения в драме. «Я просто обожаю разрабатывать персонажа,» — говорит она. «Чем больше они, тем интереснее. Я всегда наблюдаю за людьми в метро, думая: «Зачем она носит эти туфли?»
Будь то её пятимесячный внук или пародирование дискредитированного голливудского продюсера Харви Уайнштейна, Стедман полностью воплощает каждого персонажа. Она вспоминает странную встречу с Уайнштейном, произошедшую в 1992 году, когда он присутствовал на её выступлении в «Восхождении и падении Маленького Голоса» на Уэст-Энде. «Кто-то сказал: «Харви хочет угостить нас выпивкой». Я пошла в паб, и он молча посмотрел на меня после показа. На следующий день Джейн Хоррокс упомянула о потенциальной экранизации, и я почувствовала себя исключенной — я тогда не была известной, даже не была номинирована на Золотой глобус.»
Годы спустя она снова столкнулась с Уайнштейном на БАФТА, только чтобы столкнуться с аналогичным холодным поведением. «Как будто он сигнализировал: «Я тебя не использую». Это было ужасно. Когда я позже услышала все обвинения против него, я подумала: «Я совсем не удивлена.»
Теперь, в 78 лет, Стедман сидит в кафе на набережной студии, одетая в белые джинсы и зеленую рубашку. Она грациозно управляется с вегетарианским бургером, ловко справляясь с едой без столовых приборов или салфеток. С недавне окрашенными в платиновый цвет волосами она готовится к долгожданным съемкам рождественского специального выпуска «Гэвина и Стейси».
Она только что завершила запись аудиоверсии своих мемуаров «Вне персонажа». В то время как многие считают процесс написания личного повествования глубоко эмоциональным, Стедман не считает себя чрезмерно сентиментальной. Несколько моментов вызывали эмоции, особенно связанные с её семьёй. «Обсуждать своих родителей было тяжело, особенно поскольку оба уже ушли, и моя средняя сестра тоже умерла. Ухудшение состояния старшей сестры, которой 90 лет и страдающей от деменции, добавляет этой печали, потому что мы были очень близки.»
Мемуары Стедман также стремятся запечатлеть менее приятные моменты её прошлого, включая столкновения с непрофессиональными преподавателями драмы в начале карьеры и известным режиссером, который запугивал её на «Z Cars» в начале 1970-х. «Она была невероятно жестокой, говоря перед каждой съемкой: «Продюсеру не нравится то, что ты делаешь, будь настойчивее!» Это привело к тому, что я переполнялась слезами прямо перед началом съемок.»
Стедман с теплом вспоминает о своём родном городе, взрослая в любящей семье в трехкомнатном доме на послевоенной территории недалеко от Энфилда. Она рассказывает о радости, когда впервые встретила лису в дикой природе, делясь детскими приключениями, которые включали побег, чтобы увидеть выступление Beatles в легендарном клубе Cavern — ключевой момент, который сформировал её юношеское бунтарство.
С детства проявляя наклонности к выступлениям, её семья поддерживала её таланты. Во время учёбы в школе она удивила своего карьерного советника своим желанием заниматься актёрским мастерством, поскольку большинство предложений для девушек ограничивались традиционными ролями, такими как медсестра или учитель. В резком контрасте её семья полностью поддержала её, когда она переехала в Эссекс в возрасте 20 лет, чтобы получить образование в области драмы.
Во время учёбы на втором курсе она встретила Майка Ли, который пригласил её в свою работу 1973 года, после чего они поженились. Пара, хоть и расстались в 1995 году, продолжала сотрудничать профессионально до своего развода в 2001 году, создавая легко узнаваемых персонажей, которые находили отклик у зрителей на протяжении всей их карьеры.
Стедман с предельной заботой относится к своей личной жизни, отмечая, что она и Ли поддерживают дружбу. Бывшая пара иногда встречается на праздниках, связанных с их сыновьями или их работой. Стедман никогда не могла представить, что её карьера будет продолжаться даже после того, как дети покинут дом, но её роль в «Гэвине и Стейси», захватившая зрителей с 2007 по 2010 год, вновь представила её зрителям, создав долговечный след в британской комедии.
Стедман быстро почувствовала связь с персонажем Пэм, прочитав сценарий: «Я сразу услышала голос, а сцена, где она лежит с огурцами на глазах, просто завела меня.» Она была полна решимости принять участие в предстоящем рождественском специальном выпуске без промедлений.
Размышляя о возрасте и долголетии карьеры, Стедман оспаривает устаревшие представления о том, что жизнь и возможности уменьшаются после 40. «Существовало мнение: «Если вам удалось пережить 40 лет, считайте себя счастливым». Но жизнь продолжается и после этого — возраст не должен ограничивать наши возможности,» — настаивает она с игривой улыбкой. «Все дело в восприятии — которое часто формируется общественными ожиданиями, связанными с красотой и гендером.»
Она проживает в Хайгейте, Лондон, со своим партнером Майклом Элвином, разделяя такие интересы, как наблюдение за птицами. Хотя карьера актера Элвина не достигла таких высот, как её, между ними существует взаимное восхищение талантами друг друга. Помимо актёрской деятельности, Стедман движет страсть к окружающей среде, используя устойчивые практики и выступая против использования пластика. «Я не использовала пластиковые пакеты уже 18 лет,» — замечает она, вызывая смех, обсуждая свои постоянные усилия по вдохновлению изменений в индустрии.
Хотя её популярность порой может быть подавляющей, настойчивость Стедман в продолжении работы остается непоколебимой. Несмотря на то что она сталкивается с трудностями, связанными с запоминанием, по мере старения, она осознает пройденный путь, преисполненный благодарности. В этой новой главе она принимает свободу открыто выражать себя, лишённую страхов о социальных ситуациях и правильном поведении, которые когда-то определяли её молодость.
Фрагмент: Почему я не могла отказаться от роли «Трёх Стейков Пэм»
Когда Руфь Джонс и Джеймс Корден обратились ко мне с потенциальной ролью, я была взволнована, но оставалась в неведении, пока не пришел сценарий. Пэм, ласково именуемая Пэммаляр, была возможностью, которую я не могла упустить. Непосредственная химия с Ларри Лэмбом во время нашего первого пробы окончательно укрепила моё волнение по поводу проекта, особенно с одной из моих любимых сцен — моментом «Трёх Стейков Пэм», который быстро подчеркивает суть каждого персонажа.
Убеждение Пэм в её уникальном кулинарном выборе вызывает смех. Я была по-настоящему рада кастингу Джоанны Пейдж и Мэтью Хорна, которые идеально воплотили свои роли как Стейси и Гэвина соответственно. Немедленное товарищество и общая энтузиазм делали каждую репетицию волшебной.
Люди часто спрашивают о происхождении этого персонажа, но её личность является свидетельством таланта Руфь и Джеймса — они создали яркую сущность, а я лишь добавила глубину. Пэм насыщена запоминающимися фразами и колоритными выражениями; она воплощает подлинного персонажа, который чувствуется абсолютно реальным. Юмористические моменты, такие как её тайные indulgences в не вегетарианских угощениях при притворстве вегетарианства, демонстрируют яркое письмо, которое продолжает резонировать с аудиторией.
С сильным сюжетом и вовлекающими персонажами, сериал иллюстрирует важность связи и общего юмора в изображении близких и узнаваемых опытов.