Её Тайная Служба: Открывая Женщин MI6, Клэр Хаббард-Холл

Её Тайная Служба: Открывая Женщин MI6, Клэр Хаббард-Холл Без рубрики

Многие могут воспринимать роль женщин в MI6 в середине 20-го века как лишь второстепенную по отношению к мужчинам-агентам, олицетворенной мисс Монипенни в культовых фильмах о Джеймсе Бонде. Хотя Шон Коннери, Джордж Лazenby и Роджер Мур часто изображали знаменитого шпиона, непреходящее выступление Лоис Максвелл в роли Монипенни—с Доктора Ноу в 1962 году до Взгляда на Убийство в 1985 году—часто затмевало настоящих женщин, сыгравших ключевую роль в британской разведке. В запоминающейся сцене из С Россией с Любовью Бонд, сыгранный Коннери, ласково утверждает: «Дорогая Монипенни, ты знаешь, что я даже не смотрю на другую женщину!»

Однако реальность женщин, служивших в MI6, была совершенно иной, как подробно описывает историк Клэр Хаббард-Холл в своей проницательной биографии, которая проливает свет на упущенные в своём внимании «забытые женщины» британской шпионской деятельности. Интригующим является тот факт, что первоначальное имя для Монипенни в Казино Рояль было мисс Пэттавал, посвященное Кэтлин Пэттигрю—выдающейся и скромной личности, которая работала секретарем у пяти глав MI6 с 1920-х до 1950-х годов. В отличие от флиртующего остроумия её вымышленной аналогии, Пэттигрю была женщиной силы и решимости, описанной одним из коллег из Министерства иностранных дел как «впечатляющая серошкарадная дама с квадратной челюстью, как у линкора.»

Кэтлин Пэттигрю: Ключевая фигура в MI6 с значительным влиянием.

Годы спустя после пенсии, когда она наслаждалась спокойной жизнью в Девоне, Пэттигрю с юмором заявила своей кузине, что она действительно «Мисс Монипенни, но с большей властью.» Во время Второй мировой войны её значение было настолько велико, что её регулярно возили на Блэтчли-Парк, транспортируя разведданные, помеченные не только как «секретно», но и «ультрасекретно». Хаббард-Холл подчеркивает её критическую роль как «стража всех тайных коммуникаций» в военные годы.

Нарратив британской шпионской деятельности исторически был склонен к мужскому взгляду, зачастую пренебрегая жизненно важными ролями, которые играли женщины. Тем не менее, Хаббард-Холл исправляет эту оплошность, хроникируя значительные вклад женщин в MI5 и MI6 с эдвардианской эпохи. В ходе Первой мировой войны MI5 нанял более 650 женщин, многие из которых работали в тщательных регистрах, которые к 1918 году управляли почти миллионом записей. Один из офицеров MI5 отметил, что система ведения дел была «великим запасным вариантом и краеугольным камнем», однако основные вклад этих женщин часто оставались незамеченными.

Некоторые женщины-регистраторы были настолько преданы делу, что продолжали свою тщательную работу даже в перерывах на чай. Одним из примечательных примеров является Дороти Диммок, выпускница Оксфорда, которая обнаружила карточку, указывающую на то, что дом подруги её тёти использовался как укрытие для сообщника известного шпиона. Её руководитель деликатно проинформировал тётю, что привело к стремительному выселению постояльца.

Ольга Грэй, известная как Мисс Икс, внедрилась в Британскую Коммунистическую Партия для MI5.

Когда им предоставляли возможность, женщины проявляли себя как чрезвычайно эффективные тайные агенты, часто использующие тот факт, что их интеллигентность недооценивалась мужчинами. Среди увлекательных профилей в книге Хаббард-Холл—образ Ольги Грэй, также известной как «Мисс Икс» и «блондинка-шпионка» во время широко разрекламированного судебного процесса. Грэй, имеющая спортивный опыт, была завербована MI5 и провела шесть лет, подрывая Британскую Коммунистическую Партию, где она притворялась сочувствующей наборщицей.

Грэй в конечном итоге стала доверенной особой на секретарской должности при Гарри Поли́тте, лидере партии, получив доступ к высокоуровневым встречам и выполняя миссии, которые включали тайную поездку в Индию, перенося крупные суммы денег, скрытые внутри её гигиенических прокладок. Её усердие и сбор информации в конечном итоге позволили британцам разоблачить шпионскую сеть, занимающуюся разработкой секретного оружия. Несмотря на её важные вклад, позже она сообщила, что чувствовала себя «брошенной» MI5.

Мари Кристина Чилвер (агент Фифи) испытывала стойкость стажёров-агентов.

Другой интригующей фигурой в нарративе является выдающаяся «Агент Фифи», настоящая Мари Кристина Чилвер. Её истинная личность оставалась скрытой до недавнего времени, когда тысячи файлов были рассекречены. Чилвер была талантливым мультиязычником, завербованным после того, как помогла раненому офицеру ВВС сбежать из оккупированной Франции. Её роль в Специальном Оперативном Управлении (SOE) заключалась в тестировании кандидатов, пытаясь извлечь от них чувствительную информацию.

Тактики Чилвер иногда приводили к тому, что стажёры непреднамеренно раскрывали классифицированные сведения. Притворяясь журналистом, ей удалось получить значительные детали от агента по имени «Тас», что привело к смешной, но шокирующей ситуации во время их финального оценочного теста.

Создание единого группового биографического нарратива, включая этих разнообразных женщин из британской разведки, представляет собой уникальную задачу. Хотя Хаббард-Холл эффективно запечатлела истории 41 значительной фигуры, разнообразие опыта может создать ощущение фрагментации на протяжении повествования. Тем не менее, это подчеркивает, что реальные жизненные нарративы женщин, вовлечённых в шпионство, значительно превышают вымышленное обаяние мисс Монипенни.

В заключение, «Её Тайная Служба: Забытые Женщины Британской Разведки» Клэр Хаббард-Холл остаётся свидетельством часто незамеченных ролей, которые играли женщины в тенях истории британского шпионства. Публикация служит как образовательным, так и просветительским трибьютом. (Weidenfeld & Nicolson, £25, 352 страницы.)

Оцените статью
Добавить комментарий