Представьте себе: вы только что пережили смерть. (Не спешите делать выводы; согласно австралийскому нейробиологу Арие́лю Зеле́зникову-Джонстону, это может быть не так ужасно, как звучит.) Сначала ваше сердце прекращает биться. Через около 15 секунд сознание начинает тускнеть. В течение 90 секунд активность мозга останавливается. Если в течение 20 минут не будет вмешательства, необратимая смерть становится весьма вероятной.
Но что, если это не окончательный конец? Провокационная книга Зеле́зникова-Джонстона предлагает задуматься о том, что современные технологии способны восстановить состояние и структуру мозга, называемого «коннектомом», практически сразу после смерти, тем самым сохраняя ваши воспоминания и личность.
Процедура известна как витрификация. Вот упрощённое объяснение процесса: сразу после смерти техник инициирует сердечный шунт, заменяя кровь «промывочным раствором». Это помогает охладить тело и подвести кислород к клеткам. После этого шунт переходит на глутар альдегид, химическое вещество, напоминающее формальдегид, но с яблочным запахом. В течение 30 минут он проникает в каждую клетку, эффективно стабилизируя ткань мозга. Затем система переключается на криопрезервант, охлаждая тело до примерно -130°C, в этот момент bodily activity прекращается, и тело становится стекловидным.
На этом этапе тело помещается в холодное хранение, ожидая возможного воскрешения. Однако есть существенный недостаток: на данный момент процесс обратной витрификации считается невозможным. Несмотря на это, Зеле́зников-Джонстон выражает оптимизм в том, что будущие достижения преодолеют этот барьер, позволяя полное обновление, повторное соединение мозга с роботизированным телом или даже загрузку сознания в виртуальную реальность.
Хотя концепция захватывающая, многие нейробиологи остаются скептически настроенными по поводу эффективности витрификационных техник, задаваясь вопросом, могут ли они сохранить что-то большее, чем лишь облик мозга. Зеле́зников-Джонстон также признаёт, что точное «наименьшее единичное.memory» до сих пор остаётся неясным, и нет консенсуса относительно возникновения сознания. Не всё достижимо, независимо от того, сколько времени будет потрачено. (Почему бы не предложить машины времени вместо того, чтобы полагаться на глутар альдегид?) Эта идея отсылает к сомнительным обещаниям некоторых крионических компаний, нацеленных на состоятельных людей.
Эта книга пронизана духом оптимизма. Зеле́зников-Джонстон утверждает, что цивилизация выстоит и верит, что будущие поколения смогут возродить своих предков — и что они, действительно, захотят это сделать. Идея заключается в том, что вы можете быть встречены людьми, вспоминающими о совместных моментах с их бабушками и дедушками, но реальность может оказаться совершенно иной. Время, безусловно, влияет на семейные связи, вызывая вопросы о том, почувствуют ли отдалённые потомки какую-либо обязанность перед своими многократно прародителями. Столкнутся ли они с гневом или даже рабством? Шекспир проницательно заметил: «Да, но умирать — и идти непонятно куда.»
Общие опасения по поводу возможного переполнения и собственной ценности смерти как аспекта человеческого опыта отрицаются, рассматриваются как часть того, что Зеле́зников-Джонстон называет «паллиативной философией». Исторически, он утверждает, люди высказывали подобные взгляды на предполагаемые преимущества боли, связанной с страданием, до достижений в анестезии. Эту точку зрения он считает аналогично изменяющейся в отношениях к смерти, как только она перестанет быть реальностью. Технология воскрешения, как он предлагает, не даст вечную жизнь, но предоставит людям «самую ценную из свобод — возможность делать выбор о своей жизни».
Хотя некоторые идеи в этой книге могут показаться фантастическими, её исследование основных тем, касающихся смерти, идентичности, сознания и памяти, захватывающее. Например, она обсуждает замечательный случай канадских близнецов, соединённых в области головы, которые, похоже, делят сенсорные переживания через уникальный «таламический мост». Она также затрагивает медицинские практики, где врачи используют свет для проверки признаков смерти мозга, и отмечает, что многие нейробиологи признают, что летучие мыши и осьминоги обладают сознанием, что подразумевает, что сознание может не ограничиваться биологическими субстратами и теоретически может быть воспроизведено в машинах.
Актуальность этих дискуссий поразительна, поскольку достижения в нейропротезировании уже демонстрируют способность управлять кровяным давлением и revitalizating некоторых пациентов в коме. Даже если отмена смерти потерпит неудачу, такие технологии могли бы переопределить наше понимание смертности. Как формулирует Зеле́зников-Джонстон, современные вмешательства, такие как сердечный шунт и искусственное дыхание, изменили наше определение смерти — это теперь не просто остановка сердца и дыхания, а прекращение функции мозга.
Эта книга предлагает дальнейшее переопределение смерти как «необратимую утрату личной идентичности». Даже если витрификация окажется ещё одной неосуществимой стартап-инициативой, вполне возможно, что личную идентичность, понятые таким образом, можно будет в конечном итоге записать и восстановить. Как справедливо утверждает Зеле́зников-Джонстон, текст сохраняет свою суть, даже если он написан на фрагментах на древнем языке. В конечном итоге, она ставит провокационный вопрос: сколько веры мы вкладываем в будущее?
Будущее любит вас: как и почему мы должны отменить смерть Арие́ля Зеле́зникова-Джонстона (Allen Lane, £25, 368 страниц).