Будущее британских пианистов на Международном конкурсе пианистов в Лидсе

Будущее британских пианистов на Международном конкурсе пианистов в Лидсе Без рубрики

В этом месяце Брадфорд станет местом проведения престижного Международного конкурса пианистов в Лидсе, значимого события в календаре классической музыки, который проходит каждые три года. Основанный в 1961 году влиятельной яоркширской преподавательницей фортепиано Фанни Уотерман, этот конкурс имеет заметную историю поддержки карьеры выдающихся пианистов, включая таких известных артистов, как Мюррей Перайя и Раду Лупу.

Алым Бейсембаев, который одержал победу в 2021 году с исполнением «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова, вспоминает напряжение церемонии награждения: «Объявление призов шло в обратном порядке. Когда номера становились всё выше, а я всё ещё не слышал своего имени, я подумал: ‘Господи боже!'», — отражает он. Его победа открыла двери для выступлений по всей Европе, Азии, в Карнеги-холле и на Прамс.

Конкурс в Лидсе является свидетельством жизненной силы классической музыки, о чем свидетельствует рост количества заявок. В этом году на участие подали заявки 366 пианистов, почти вдвое больше, чем в 2018 году, и растёт число живых трансляций события. Один только Международный конкурс имени Шопена в 2021 году привлек почти 250 миллионов зрителей в интернете.

Финал LIPC в 2021 году

Несмотря на замечательный талант, представленный на конкурсе, только один британский пианист продвинулся в четвертьфинал в этом году — Каллум МаКлахлан, 25-летний музыкант из Манчестера. Если ему удастся выйти в финал, он исполнит либо Концерт для фортепиано ля минор Шумана, либо Концерт для фортепиано № 9 ми бемоль мажор, K271 Моцарта, при этом выбор сделает жюри.

Другой британский пианист, Джулиан Тревельян, также 25 лет и из Сент-Олбана, изначально был резервистом, но получил место из-за визовых проблем, с которыми столкнулся российский участник.

МаКлахлан отмечает сложности для британских музыкантов: «В государственных школах Великобритании доступ к музыкальному образованию не столь robust, как в некоторых других западных странах. Я заметил, что многие конкурсанты учатся в Германии и Австрии», где процветает богатая сеть музыкальных колледжей, многие из которых предлагают бесплатное обучение в культуре, высоко ценящей классическую музыку.

Он подчеркивает необходимость изменения отношения к музыкальному образованию в Великобритании. МаКлахлан признает свой собственный привилегированный статус, выражая благодарность семье за поддержку его таланта; оба его родителя и двое его братьев и сестер являются пианистами, а его отец возглавляет кафедру фортепиано в Школе музыки Четема в Манчестере.

Интерес к фортепиано велик в Великобритании. Публичные пианино часто встречаются в таких местах, как вокзал Уотерлу, а заметный рост энтузиазма был вызван реалити-шоу на канале 4 «Фортепиано». Сообщается, что в Великобритании насчитывается около двух миллионов пианино, с ежегодными продажами от 4,000 до 5,000 акустических инструментов; электронные пианино, однако, продаются значительно быстрее.

В 2023 году, после выступления Элтона Джона на фестивале в Гластонбери, компания Casio сообщила о замечательном увеличении продаж клавишных инструментов на 133 процента. Обзор, проведенный Ассоциацией музыкальных школ Королевских школ музыки в 2021 году, показал, что 69 процентов музыкальных учителей обучают игре на фортепиано, и 44 процента сообщили о росте числа студентов с 2014 года.

Реалити-шоу канала 4 'Фортепиано' увеличило интерес к инструменту

Новые технологии и обучающие платформы, такие как Flowkey и Simply Piano, также делают обучение игре на фортепиано более доступным. На платформах, таких как YouTube, популярные видео привлекают миллионы просмотров.

Тем не менее, отчет 2022 года Независимого общества музыкантов выявил тревожные тенденции, указывая на сокращение финансирования музыки в государственных школах, с средними бюджетами до £1,865, по сравнению с почти £10,000 в независимых школах. Возможности для индивидуального обучения уменьшились, и хотя такие инициативы, как Лондонский музыкальный фонд, помогают некоторым студентам, доступ по-прежнему остается ограниченным.

Команда конкурса в Лидсе также играет роль в проекте «Фортепиано» и связанных с ним инициативах, демонстрируя таланты, такие как Люси Иллнгворт и Брэд Келла, которые преуспели, несмотря на ограниченное формальное обучение. «Большинство участников училось через YouTube или самостоятельно, а не на традиционных уроках», — отмечает Фиона Синклер, генеральный директор конкурса в Лидсе. «Это подчеркиваетPerformative power инструмента, несмотря на образовательные препятствия.»

Фонд Ланга Ланга сотрудничает с конкурсом в Лидсе, чтобы расширить возможности для молодых музыкантов и поддержать педагогов. В Лидсе и Брадфорде публичные пианино приглашают всех поиграть, предлагая даже бесплатные уроки игры на пианино.

Жюри этого года также ориентировано на достижение гендерного баланса; после финала 2021 года, когда участвовали только мужчины, они продвигают разнообразие. В текущем четвертьфинале участвуют девять женщин и 15 мужчин, и был введен новый приз за лучшее исполнение произведения женщины-композитора.

Для обеспечения справедливости члены жюри анонимно оценивают музыкантов исключительно на основании их аудиозаписей, прежде чем сократить число кандидатов до 65, чьи выступления записываются в различных городах мира. В конечном итоге 24 участника будут приглашены для участия в конкурсе в Лидсе, который завершится финалом, где пять пианистов исполнят концерты с Королевским оркестром Ливерпуля под управлением дирижера Доминго Хиндояна.

Имоджен Купер, председатель жюри, описывает процесс отбора: «Мы ищем неописуемую связь с музыкой, которая включает в себя качество звука, креативность и инстинктивную способность максимизировать потенциал большого фортепиано.»

Когда участники выходят на сцену, они осознают, что создают не только свои музыкальные карьеры, но и вдохновляют будущие поколения музыкантов.

Финалы Международного конкурса пианистов в Лидсе пройдут 20-21 сентября в Зале Святого Георга в Брадфорде.

Оцените статью
Добавить комментарий