В начале девяностых в Британии Бетти Бу зародилась как выдающаяся поп-звезда для подростков. Будучи самой лондонкой, она была уникальной женщиной-рэпером и ярким иконой стиля, воплощающей в себе как дух мятежа, так и игривый успех на музыкальных чартах.
В 1990 году её знаковая песня «Doin’ the Do» стала культурным феноменом. С её выразительным черным бобом и футуристической модой, она стремительно поднималась к славе, в конечном итоге выиграв награду за лучшее британское восхождение на Brit Awards в 1991 году, обойдя таких известных исполнителей, как Beats International и Happy Mondays.
Хотя многие её поклонники не знали о наградах или о закулисной стороне её музыки, они обожали её. Исполнительница, родившаяся как Элисон Кларксон, не только выступала, но и писала и со-продюсировала свои песни. Хотя было известно, что Мадонна восхищалась её работой, немногие понимали, что она творчески сотрудничала с Полом Маккартни или приглашала легенду джаза Ронни Скотта для саксофонной партии.
В недавнем разговоре в Шепердс-Буш, на западе Лондона — месте, где она выросла и начала свою карьеру, участвуя в рэп-битвах, организованных диджеем Тимом Уэствудом — Кларксон, которой сейчас 55, размышляла: «Никто не знал много о настоящей мне тогда. Когда меня спрашивали о предпочтениях в еде на завтрак, я была счастлива поддерживать образ Бетти Бу, а не раскрывать себя как застенчивую девушку смешанного происхождения, переживающую личные потери и решившую прокладывать свой собственный путь.»
Кларксон связывает свою решимость с важными событиями в жизни, включая преждевременную смерть отца в возрасте сорока лет и влияние её стойкой бабушки по линии матери, Бетти Кларксон, которая была активна в Фабианском обществе.
«С семи лет моя бабушка водила меня на собрания, что дало мне возможность стать выразительной и смелой. После смерти моего отца я почувствовала себя вне закона; вместо того чтобы стать беззаботной, я полностью приняла жизнь,» — объясняет она.
В 1987 году, будучи ещё студенткой и уже частью рэп-группы She Rockers, Кларксон вписала своё имя в историю хип-хопа, посещая концерт Public Enemy в Hammersmith Odeon. После шоу она неожиданно столкнулась с группой в близлежащем McDonald’s, где её бросили вызов продемонстрировать свои рэперские навыки. Спонтанное выступление было записано, зафиксировав её харизму, даже несмотря на холодный и неуклюжий выбор наряда.
«Оглядываясь назад, это сюрреалистично — думать, что Public Enemy были в McDonald’s. Они были такой выдающейся группой в то время, и увидеть их непринужденно в этой обстановке было совершенно неожиданно. Я забыла, что встреча была снята на видео, пока кто-то не показал записи через несколько лет,» — вспоминает она.
Эта случайная встреча изменилаtrajectory Кларксон в музыке, приведя к туру в США с Public Enemy. Её приключения вызвали переполох дома, когда она месяцами путешествовала с товарищами по группе, завоевывая поклонников среди таких исполнителей, как Куин Латифа и De La Soul, работая с Public Enemy над созданием музыки.
«Моя семья была расстроена, но это стало моим формирующим опытом в индустрии,» — размышляет она. Вернувшись в Лондон, Кларксон занялась звукорежиссурой, решила начать сольную карьеру и начала создавать музыку в собственном пространстве дома.
Её прорывной хит пришёлся на совместное выступление с Beatmasters на треке «Hey DJ / I Can’t Dance (To That Music You’re Playing)», за которым последовал «Doin’ the Do», который достиг четвёртого места в UK и возглавил танцевальные чарты Billboard.
Кларксон отмечает, что многие рэперы того времени не проводили обширные туры, но она нарушила этот шаблон с клубными выступлениями, включая запоминающееся шоу на старой фабрике Энди Уорхола в Нью-Йорке, где она выступала в коротких шортах на фоне яркой сцене вогинга.
Её стремительный рост совпал с резким падением; второй альбом «GRRR! It’s Betty Boo», выпущенный в 1992 году, не достиг ожидаемого успеха, а сотрудничество с лейблом Мадонны Sire не привело ни к чему. Отойдя от света софитов, Кларксон столкнулась с личными трудностями, включая заботу о матери, страдающей от рака.
«Мой фокус полностью изменился; я пережила глубокие потери и не могла больше идентифицировать себя как поп-звезду среди всей этой скорби,» — признается она.
Несмотря на предложения от таких фигур, как Саймон Кауэлл, Кларксон оставалась в тени, пиша песни для других исполнителей, такие как «Pure and Simple» для Hear’Say в 2001 году, который раскупили свыше миллиона копий. Она вышла замуж за Пола Тугуда, продюсера фильмов, и сотрудничала над музыкальными документальными фильмами, особенно о «Чём-то из ничего: Искусство рэпа», режиссированном Айс-Ти.
Юбилейный день рождения и размышления по поводу пандемии стали толчком к её возвращению с альбомом 2022 года «Boomerang». Оставаясь верной своим ярким поп-рэп корням, он включал много вложений от Chuck D, Дэвида Грея и Софи Эллис-Бекстор и получил положительные отзывы.
«Учитывая, что ни один из моих родителей не дожил до 50, я никогда не ожидала, что сама доживу,» — поделилась Кларксон. «Это осознание повлияло на моё решение не заводить детей — я хотела сберечь других от той скорби, которую испытала.»
Достигнув этого юбилейного возраста, она высказала общее чувство среди женщин — стремление не уйти в тень, задавая вопрос, что значит существовать как Бетти Бу в 50, и подтверждая свой гордый дух как художника. «Письмо снова позволило мне соединиться с моим молодым я,» — замечает она.
В честь «Boomerang» Кларксон провела энергичное выступление на Кингс-Кросс, отметив это как её первый крупный концерт. С тех пор она участвовала в различных фестивалях и выпустила свой четвёртый альбом «Rip Up the Rulebook» в прошлом году.
«Удивительно, что я начала свой первый тур в 55 лет; я наслаждаюсь вызовами и принимаю свою индивидуальность. В то время как многие ностальгические туры придерживаются Британского попа или электро из различных эпох, мой путь возник из трансформирующего времени, которое формирует будущее попа. Я горжусь своим неповторимым путем и не хотела бы ничего менять,» — заключила она.
Бетти Бу собирается начать свой тур с 5 июня.