5 сентября 1972 года на балконе спортивной деревни Олимпиады в Мюнхене появился человек в капюшоне, как минимум 900 миллионов зрителей по всему миру наблюдали за этим событием — значительно больше, чем те, кто стал свидетелем первых шагов Нила Армстронга на Луне всего лишь три года назад. Палестинская террористическая организация «Черный сентябрь» захватила членов израильской олимпийской команды в заложники, в конечном итоге казнив 11 из них в трагическом инциденте, который запятнал Игры и стал поворотным моментом в истории прямого новостного вещания.
«Это стало поворотным моментом в истории СМИ», — утверждает Тим Феллбаум, швейцарский режиссёр, стоящий за замечательным новым фильмом «5 сентября», который драматизирует массовое убийство через призму американских журналистов, освещавших то, что стало самой значимой историей их карьеры. Эти репортёры, изначально спортивные журналисты ABC, оказались в беспрецедентной ситуации, транслируя события непосредственно из студии, расположенной напротив деревни спортсменов. Олимпиада 1972 года в Мюнхене стала первой, которая использовала прямое вещание с помощью новейшей спутниковой технологии, что поставило команду спортивных журналистов ABC в уникальное положение как единственных репортёров, передающих обновления из самой гуще событий, что вызвало разочарование среди их коллег по новостям в Соединённых Штатах.
«Вы намного глубже, чем можете себе представить, спорт», — предостерегает их голос из новостного отдела по телефону. Тем не менее, они ловко перешли от освещения гимнастики к геополитическим напряжённостям, запечатлевая фрагменты разворачивающегося кризиса, который отозвался по всему миру.
Вряд ли какой-либо фильм в этом году сможет сравниться с напряжённой, погружающей атмосферой «5 сентября», который получил номинацию на «Золотой глобус» как лучший драматический фильм и также является фаворитом для номинации на «Оскар». Сюжет разворачивается, в первую очередь, в условиях студии ABC в Мюнхене, где добросовестные мужчины справляются с комплексностью передачи истории в реальном времени среди клубов сигаретного дыма и дешёвого кофе, типичного для 1970-х годов.
«Мы специально стремились создать эту клаустрофобную атмосферу», — говорит Феллбаум. «Альфред Хичкок когда-то выразил желание снять фильм, действие которого происходило бы исключительно в телефонной будке». В отличие от типичных практик, которые предполагают наличие подвижных стен на площадках для удобства видеосъёмки, они стремились к тому, чтобы камеры ощущались так, как будто они туго упакованы рядом с актёрами.
Во время обсуждения в отеле в Лондоне Феллбаум делится мнением с четырьмя известными актёрами. Американские актёры Джон Магаро (Past Lives) и Питер Сарсгаард (Boys Don’t Cry) исполняют ключевые роли Джеффри Мейсона, руководителя контрольной комнаты, и Руна Арледжа, президента ABC Sports соответственно. Британский актёр Бен Чаплин (The Dig) играет Марвина Бадера, начальника операций, а немецкая актриса Леони Бенеш (Babylon Berlin) воплощает Марианну Гебхардт, переводчика из Германии.
Все персонажи, за исключением Гебхардт, основаны на реальных личностях, наследие которых было сформировано их освещением трагических событий. Размышляя об этом, Магаро отмечает, что журналистика является «одной из немногих профессий, где вы можете продвигаться в карьере на основе трагических обстоятельств».
Феллбаум подчеркивает, что невинность спортивных вещателей позволила им столкнуться с этическими дилеммами, обычно связанными с кризисной журналистикой. Вставали вопросы, например, когда они могут подтвердить слышимые выстрелы из своей студии или как им следует формулировать свои описания палестинцев. Термин «террорист» в то время не использовался так часто, что вызывало вопросы о прямом вещании насилия.
«Сегодня такие опасения почти отсутствуют», — замечает Магаро, отмечая, что демонстрация насилия часто приводит к высоким рейтингам, за которыми следуют лишь символические извинения.
В конечном итоге журналисты были избавлены от проблемы трансляции фактических смертей, так как большинство заложников было убито вне камеры на авиабазе Фюрстенфельдбрук во время неудачной попытки побега. Однако персонаж Чаплина, Бадер, воплощает мораль, советуя Мэгарогену, Мейсону, не подтверждать кризис с заложниками преждевременно.
Феллбаум вместе с соавторами Морицем Биндером и Алексом Дэвидом отдал предпочтение исторической точности, черпая вдохновение из признанного документального фильма Кевина Макдональда 1999 года «Один день в сентябре». Сценарий включает в себя свидетельства из первых уст от Мейсона, Джими Шефлера, члена команды, и Шона МакМануса, сына ведущего ABC Джими Макая, который прошёл через эту историю в подростковом возрасте рядом с отцом.
Фильм включает в себя аутентичные детали эпохи, показывая, как команда бронировала время на спутниках и вручную составляла подписи на экране. Примечательно, что зрители становятся свидетелями того, как младший сотрудник, отражая реальный опыт Шефлера, маскируется под спортсмена, чтобы попасть в деревню.
Магаро готовился к своей роли, посещая реальные телевизионные контрольные комнаты, обнаруживая, что они тише, чем ожидал. «Я ожидал хаоса, но там царит адреналина, уравновешенного точностью», — отмечает он. «Они работают как авиадиспетчеры», — вторит Чаплин.
Сарсгаард заметил, что сценарий, насыщенный терминологией, изначально казался пугающим, сравнивая его с фильмом о подводных лодках, где мало кто понимает управляющие элементы. Тем не менее, он похвалил Магаро за впечатляющее понимание материала.
Съёмки проходили в Мюнхене в начале 2023 года, до атак ХАМАСа 7 октября, которые оказали влияние на судьбу фильма. Премьера состоялась на Венецианском кинофестивале с положительными отзывами, но была отвергнута на Торонто, вероятно, из-за своего чувствительного содержания, что привело к многократным переназначениям дат релиза.
Тем не менее, фильм в значительной степени использует архивные кадры ABC, Феллбаум заявляет: «Мы целенаправленно избегали показа кадров жертв трагедии».
«Это изменило то, как наш фильм воспринимается», — добавляет Магаро. «Некоторые могут почувствовать, что это фрустрирует, что мы не напрямую поднимаем более широкие вопросы, но это не та история, которую Тим хочет донести. Этот нарратив сосредоточен на роли СМИ». Он отмечает, что изображение конфликта Израиля и Палестины стало актуальным после атак 7 октября и продолжающегося насилия, подчеркивая, как быстро такая история может затеряться в общественном сознании после новых событий.
Феллбаум подчеркивает намеренное отсутствие политической повестки, утверждая, что его швейцарская нейтральность естественно влияет на процесс повествования. «Это расизм!» — шутливо вставляет Чаплин, признавая, что американский режиссёр мог бы подойти к теме иначе.
«Для фильма, стремящегося правдоподобно показать события, обязательным является наличие режиссёра, увлечённого аутентичностью», — замечает Сарсгаард. Драма естественным образом разворачивается в фокусе на фактических исторических событиях. Некоторые молодые зрители, не осведомленные о трагическом завершении, были удивлены мрачным финалом фильма.
«Мы не хотели, чтобы личные нарративы затмевали основную тему — этот фильм сосредоточен на профессионалах в своём деле», — уточняет Феллбаум. Хотя некоторые творческие вольности были допущены, такие как изображение полиции, отменившей налёт из-за телевещания, изображение работы камер ABC отражает реальные напряжения.
Персонаж Бенеш объединяет в себе различные реальные личности, олицетворяя как женскую репрезентацию, так и западногерманскую перспективу. Как она сама выражает, Олимпиада в Мюнхене предназначалась для восстановления имиджа страны после пропагандистских Игр 1936 года, подчеркивая трагическую иронию, что еврейские жизни были потеряны в Германии при попытке представить более добрую национальную нарратив.
Под руководством Арледжа американское телевидение спортивное покрытие претерпело значительные изменения. Обслуживание развлекательных историй безусловно обогнало новостные стратегии, как подчеркивает Феллбаум. Арледж, признанный одним из 100 самых влиятельных американцев XX века, применял инновационные техники, такие как камеры на поле и замедленная съёмка, чтобы завоевать внимание аудитории.
Арледж позже перешёл к управлению новостным отделом ABC, его влияние на журналистику привело как к положительным, так и отрицательным последствиям, вызвав сенсационное освещение, в частности, преследования O.J. Симпсона в 1994 году и инцидента с Эриком Гарнером в 2014 году.
Однако в 1972 году спортивные журналисты ABC «сделали всё возможное», размышляет Чаплин. «Они действительно понимали всю тяжесть своих действий лишь с течением времени, что навсегда осталось с ними». Фильм «5 сентября» запланирован к выходу в прокат 6 февраля.