С приближением конца года я с уверенностью могу сказать, что 2024 год стал тем годом, который восстановил мою веру в телевидение. Это утверждение может показаться неожиданным на фоне продолжающегося обсуждения упадка отрасли. Недавно продюсер Стивен Д. Урайт описал состояние британского телевидения как «терминальный упадок» в колонке для The Times. Кроме того, финансовые отчеты указывают на то, что рыночная стоимость ITV упала почти вдвое за последние 18 лет, вызывая опасения по поводу его будущей жизнеспособности. Подобным образом, в подробной статье в Harper’s Magazine ранее в этом году высказывались сожаления о падении качества американских драм, что приписывалось смещению студий к стратегиям, избегающим рисков. Тем не менее, даже среди этой негативной атмосферы некоторые источники утверждают, что даже успешные шоу лишь маскируют более глубокие проблемы, ставя под сомнение актуальность четырех миллионов зрителей для успешного сериала, такого как «Wolf Hall», на фоне снижения зрительской аудитории для иконических мыльных опер, таких как «EastEnders» и «Emmerdale».
Я признаю те трудности, с которыми сталкиваются работники индустрии. Очевидно, эпоха стремительного роста, продиктованного стриминговыми платформами, подошла к концу. Этот год определенно принес свою долю разочарований. После ухода Хью Эдвардса освещение результатов выборов на BBC подверглось широкой критике, а его беспокойное использование разделенных экранов и фрагментированная роль ведущих привели к подавляющему представлению. «Newsnight» сократился до простого формата ток-шоу, и, хотя новостной канал BBC продолжает существовать, популярные сегменты, такие как HARDtalk, постепенно исключаются. Более того, высоко оцененная драма Apple TV+, «Disclaimer», с Кейт Бланшетт в главной роли, была встречена не только разочарованием, но и обвинениями в притязательности. Выход «A Very Royal Scandal» на Prime Video подтвердил излишность дублирования печально известной саги Эмили Майтлис/Принц Эндрю.
Тем не менее, что меня вдохновляет, так это то, что через 35 лет после угрозы общественному телевидению со стороны появления Sky Television, этот либерализованный рынок удивительным образом укрепил принципы общественного вещания. Похоже, что terrestial-каналы перенимают уроки у амбициозных новичков в индустрии. Хотя качественное телевидение может окружать море посредственности, оно остается обогащающим опытом, и в этом году оно стало более удовлетворительным, чем за долгое время.
Четыре десятилетия назад немногие могли бы представить нынешний ландшафт. К концу 1980-х годов однопроигровое шоу — основа раннего телевидения на BBC и ITV — стало угасать. Возникли опасения о сокращении пространства для таких неповторимых голосов, как Деннис Поттер и Алан Беннет, двух уникальных писателей, чьи произведения стремились как бросить вызов, так и отразить социальные реалии.
В ответ на эти опасения я указываю на «Baby Reindeer» от Netflix. Эта черная комедия Ричарда Гадда, изображающая проблемного комика, преследуемого одержимым фанатом, выделяется как уникальная и тревожная история, якобы основанная на реальных событиях. Ее можно рассматривать как современную интерпретацию противоречивого шоу Play for Today, оформленного в семисерийный мини-сериал. Подобно «Brimstone and Treacle» Поттера, которое потребовало много лет для показа на BBC, это трудно переварить, но невозможно оторваться, даже привлекая внимание неожиданных фигур, таких как Найджел Фарадж, который признался, что не мог отвести от него глаз.
На фоне предсказаний о том, что многоканальная среда приведет к царству посредственности, диктуемому бухгалтерами, страшились, что субстантивное политическое искусство исчезнет. Тем не менее, недавний сериал ITV «Mr Bates vs the Post Office» оказал значительное влияние, изменив судьбу многочисленных субпостмайстеров, пострадавших от системных сбоев, с вероятностью, что его сценарист, Гвинет Хьюз, проявит себя как дама к январю.
Тем не менее, телевидение никогда не существовало исключительно для своих авангардных создателей или социальных активистов. Мы давно гордимся выдающимся качеством нашего массового программирования, особенно историческими драмами — гордой традицией со времен «Шести жен Генриха VIII». В этом году мы, наконец, увидели вторую часть «Wolf Hall», что является свидетельством его непреходящего качества. Кроме того, хотя адаптация NBC 1980 года «Shogun» была знаковой, недавняя интерпретация Disney+ считается более успешной, причем позитивные отзывы поступают и от японской аудитории.
Существует поговорка, что прошлое — это чужая страна, что подтверждается значительными инвестициями, необходимыми для его подлинного изображения. Netflix в этом году предложил «Ripley», который не скупился на средства, чтобы перенести зрителей в богатый стилизованный Италийский 1960-е, погружая их в интригующий нарратив.
Ковбои также вновь обрели популярность. «Yellowstone» от Paramount завершает свой путь без Кевина Костнера, но остается более актуальным, чем когда-либо, предоставляя взгляды на сельские основы электората Трампа на протяжении шести захватывающих сезонов, даже находя отклик у тех, кто обычно противостоит идеологиям бывшего президента.
После многих лет сожалений о упущенных возможностях и потраченных инвестициях, я начинаю верить в то, что телевидение наконец-то овладело искусством повествования. «День шакала» зарекомендовал себя как выдающийся триллер, с Sky, который использует обширные ресурсы, чтобы затмить любой голливудский аналог, создавая увлекательный десятичасовой опыт под руководством талантливого Эдди Редмэйна. Apple TV+ также сделала шаги на пути к переосмыслению шпионского жанра, доказав, как его можно предложить с персонажами, с которыми легко сопереживать, такими как Гэри Олдмен в последнем сезоне «Медленных лошадей», что делает трудным возвращение к более простым версиям, как «Spooks».
Более того, стоит задуматься, теряю ли я когнитивную остроту или телевизионный контент, после тренда упрощения, стал более интеллектуально стимулирующим. Недавние новшества в уютном криминальном жанре демонстрируют заметную глубину, от умного «Ludwig» Дэвида Митчелла на BBC1 до «Only Murders in the Building» на Disney+. Хотя критики сосредоточились на поверхностных аспектах «Идеальной пары», социальная сатира Netflix превзошла повороты и цинизм своего исходного материала.
Телевидение постоянно эволюционирует, и сейчас оно не просто снова переживает старые форматы, но и улучшает их. Комедия переживает ренессанс, о чем свидетельствует динамичная программа BBC2 «Alma’s Not Normal», отражающая современные социальные проблемы, и «Nobody Wants This» на Netflix, которая исследует еврейскую идентичность в редком освещении на фоне тревожной социополитической обстановки.
Даже массовые развлечения, похоже, достигли новых высот. Кэмповый «Rivals» на Disney+ остается продуктом индивидуального творчества, хотя я связываю этот опыт с посещением оперы Моцарта, в которой не хватает захватывающей музыки. В год, наполненный скептицизмом, неугасимая привлекательность «Strictly Come Dancing», особенно после критики, вышла победителем, подчеркивая приверженность BBC разнообразию с участниками, такими как Крис Макаусленд и Таша Гури, любой из которых мог бы заявить права на трофей в форме блесток.
Столкнувшись с конкуренцией со стороны платформ, таких как YouTube, TikTok и даже подкастов, телевидение процветает. Больше не являясь скромным объектом в углу, оно теперь доминирует в жилых пространствах как центральный элемент, демонстрируя свою ценность через увлекательный контент. Зрители по-прежнему готовы инвестировать в высококачественные телевизоры, потому что, несмотря на всякие насмешки, остается огромное количество достойных программ для наслаждения. Если ландшафт пойдет в упадок в следующем году, я с радостью пересмотрю такие шоу, как «Succession». Но сейчас, однако, утверждения о гибели телевидения кажутся преувеличенными, и, подобно президентским кандидатурам, предвещающим будущее Америки, оно может только входить в свою лучшую главу.